06 сентября 2017 г.

Речные круизы: сняться с мели

Речные круизы способны стимулировать развитие новых направлений  внутреннего туризма и поддержать растущий интерес к малым городам России. Однако нарастить турпоток за счет рек пока удается лишь тем немногим регионам, что нашли крупных инвесторов с господдержкой

Пока же в речные круизы по России ежегодно отправляются всего от 300 до 400 тысяч туристов (данные Росстата и АТОР разнятся), из которых 75-100 тысяч — иностранцы. Одной из причин, сдерживающих интерес туристов, считается недостаточность судов. Сейчас в акваториях рек насчитывается от 90 до 130 пассажирских теплоходов, но большая часть из них подлежит списанию, а оставшаяся, как правило, не соответствует современным требованиям по комфорту. Эта проблема отчасти может решаться за счет развернутой Минпромторгом лизинговой программы строительства гражданских судов (субсидирование 2/3 лизинга). «К 2030 году потребуется списать половину действующего флота, если не более, а оставшаяся часть сможет перевозить только 200 тыс. пассажиров в год при  прогнозе роста спроса на речной транспорт до 1 млн. пассажиров, - говорит директор инжиниринговой компании «Нептун-Судостроение» Михаил Францев. – Правда, к 2020 году ожидается строительство 40 новых судов, в том числе класса «река-море», дефицит которых  сдерживает развитие речного туризма в России».

По заказу крупнейших круизных компаний «Мостурфлот» и «Водоход» в прошлом году заложено строительство комфортабельных судов мирового уровня класса «река-море» общей стоимостью 6,4 млрд рублей. Это своего рода плавучие гостиницы с каютами по 16-43 кв. метров с балконами и террасами, ресторанами, конференц-залами и всевозможной развлекательной инфраструктурой, в том числе для детей. Впрочем, по мнению генерального директора «Инфофлот Москва» Андрея Михайловского, сейчас нет острой необходимости гнаться за помпезностью, действующие суда при надлежащей модернизации и обустройстве интерьера вполне соответствуют требованиям туристов: «Мы занимаем почти половину рынка круизного туризма, но и мы бы такое судно за 3 с лишним млрд. рублей вряд ли окупили бы за срок его эксплуатации в 30 лет. А среди сорока наших судов есть те, что стоят 1 млрд., но при этом также вмещают более 300 человек и позволяют обеспечить всей семье комфортный отдых всего за 3000 рублей с человека в сутки, что сопоставимо с загородным отдыхом в Подмосковье и даже дешевле», - говорит Михайловский. 

Бизнес-класс на таких судах также сопоставим с мировыми стандартами качества, и вполне устраивает и иностранцев, и взыскательных российских клиентов.  Чего не скажешь о  речной инфраструктуре в большинстве регионов, где порой и причалы, и гостиницы на фоне таких круизных лайнеров смотрятся как хижины перед дворцами. 

Внутренние водные пути проходят по территории 60 субъектов России, 12 из которых включены в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011–2018 годы». По ней Ростуризм заключил 18 соглашений с 17 регионами на строительство 42 объектов обеспечивающей инфраструктуры в 18 туристско-рекреационных кластерах на общую сумму более 3,6 миллиарда рублей. Однако во многих случаях региональные  власти попросту не смогли привлечь инвесторов, которые должны были на каждый государственный рубль вложить не менее 2,3 собственных.  Во многом поэтому объем предусмотренных ФЦП средств регулярно сокращался: если изначально заявленный объем инвестиций в рамках программы составлял 332 млрд. рублей (из которых  96 млрд. рублей должны были быть федеральные, 25 млрд. региональные и 221 частные), то затем объем снизился  более чем в 2,5 раза, до 118,65 млрд рублей (на 2016 год было выделено всего 4 млрд. из федерального и 1,3 млрд. - из региональных бюджетов).

Тем нее менее ряд областей успели эффективно воспользоваться федеральной поддержкой. Среди них глава Ростуризма Олег Сафонов называет  Свердловскую, Рязанскую, Ивановскую, Псковскую, Тверскую, Кемеровскую области, а также Бурятию. В частности, кластеры предлагается развивать по примеру туристическо-рекреационного кластера «Плес» в Ивановской области, где за несколько лет удалось построить 12 отелей и 20 гостевых домов. А с открытием в 2015 году новой причальной стенки число заходов судов удалось увеличить со 117 в 2014 году до 262-х в прошлом и привлечь вдвое больше туристов, до 26 тысяч человек. 

Три утраченных в постсоветские годы причала строит заново и Тверская область, которая намерена вклиниться в число самых посещаемых туристами регионов. Ранее этого не делали потому, что все речные объекты находились в федеральной собственности. Переведя их в региональную, губернатор Тверской области Игорь Руденя обещает ввести причалы в эксплуатацию уже в 2018 году в городах Кимры и Конаково, что по его расчетам, позволит увеличить турпоток региона на 10-15% в год.   При этом область идет на уступки туроператорам: причалы для проходящих судов станут бесплатными, расходы регион берет на себя.

Пристальное внимание руководства региона к сфере туризма уже дает свои плоды: если в 2013 году Тверскую область посетило (по данным местного правительства) 1 млн. человек (Росстат «видит» лишь 743,6 тысяч без учета микропредприятий), то уже в 2016-м их число превысило 1,5 млн., а в этом году министр туризма области Иван Егоров ожидает все 1,7 млн.

Достижению таких объемов во многом способствует якорный объект области -пятизвездочный гостиничный комплекс с мировым брендом «Radisson Resort & Residence Zavidovo» на 329 номеров и 200 апартаментов, который стал центром притяжения в особой свободной экономической зоне «Завидово» в Конаковском районе.  «Изначально идея инвестора была в том, чтобы создать многоформатный курорт мирового уровня, рассчитанный на людей с различной покупательной способностью и интересами, - говорит Иван Егоров. – Например, помимо престижного отеля и гольф-клуба, которые притягивают иностранных и обеспеченных туристов, здесь также есть вполне бюджетная турбаза, детский лагерь отдыха, организованные при кластере рыбалка и яхтенный спорт и, разумеется, большие обустроенные пляжи. Как мы и полагали, за якорным инвестором подтянулись другие, сейчас заявки есть от 15 предпринимателей. Чтобы ускорить процесс, власти региона решили с будущего года снизить  для них ставку налога на прибыль до 12,5%».

Реализует проект известный девелопер, группа компаний «Агранта». Как и все резиденты ОСЭЗ, «Агранта» прежде получила от региона освобождение от уплаты налога на имущество на 10 лет и на 5 лет — от земельного налога. Помимо этого, по словам председателя совета директоров группы Сергея Бачина, за счет вхождения проекта в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» на федеральные средства были построены два участка дороги к гостиничному комплексу «Radisson Rezort Zavidovo», и сейчас к нему достраивают третий участок дороги, близ села Шоша, и мост. По данным «Агранты», стоимость софинансирования государства уже превысила 180 млн. рублей. «По госпрограмме есть правило: инвестор должен вкладывать не менее 2,3 рублей на один бюджетный рубль, иначе деньги не выделят, - пояснил Сергей Бачин. -  С учетом объема наших вложений в ОСЭЗ «Завидово» - более 10 млрд. рублей - мы можем претендовать на дальнейшее софинансирование со стороны государства. Тем более что здесь очень  требуется отдельный причал и берегоукрепление».

Спрос на развитие бизнеса в Завидово виден уже сейчас: отель и транспортная доступность до него позволили привлечь в соинвесторы малый бизнес: так, помимо гольф-клуба и турбазы, которые принадлежат «Агранте», в «Завидово» уже поселилась компания  «Акватория лета», а также яхт-клуб «Буревестник», которые арендуют территорию у якорного инвестора. Еще несколько инвесторов проявляют интерес к запланированному строительству  аквапарка в «Завидово», стоимость которого оценивается в 12,5 млрд. рублей.

 

«Поплывет» не всем

Всего на участие в проекте новой ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2019-2025 годы», по словам заместителя руководителя Ростуризма Николая  Королева, заявлено уже 66 проектов с общим объемом финансирования в 100 млрд. рублей. Но на этот раз Ростуризм намерен не размазывать деньги по общей тарелке, финансируя без разбора десятки кластеров и ОСЭЗ, а сосредоточиться на 15 приоритетных регионах с учетом их специфики. Если в Краснодарском крае и Крыму будут стимулировать оздоровительный отдых, то регионы, расположенные на главных российских реках, могут претендовать на переференции в основном для круизного отдыха. Бюджет продленной госпрограммы еще не определен (ожидают от 100 до 400 млрд рублей на семь лет), но за него уже большая конкуренция, и деньги достанутся далеко не всем. 

«Многие регионы заинтересованы в крупных объектах, но строить их могут лишь единичные компании, получающие господдержку, - говорит вице-президент Федерации Рестораторов и отельеров Вадим Прасов. – А среди остальных я знаю многих людей, которые брались за подобные и даже многим меньшие проекты, чем «Завидово» и теперь банкротятся, теряют бизнес, поскольку не выдерживают долговой нагрузки. При ключевой ставке в 9% коммерческие банки кредитуют подобные проекты от 15% и выше, что делает проекты не окупаемыми в принципе. Еще большая беда – монополисты коммунальной инфраструктуры. Одному из наших инвесторов за подключение к теплу выставили 80 млн рублей для гостиницы всего в пять тысяч квадратных метров – Луну можно отапливать!» 

В то же время многим регионам самим не под силу справиться с софинансированием курортных проектов. «Они сейчас заведомо не заинтересованы в развитии туризма только потому, что сами от него бюджетного эффекта почти не получают, - уверен член комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. – Тот же Суздаль  привлекает 1,5 млн. туристов, которые дают 3 млрд. рублей оборота, или 600 млн. в виде налогов. Но самому Суздалю от этого достается всего 70 млн. рублей - что он на них сможет построить?»  По мнению сенатора, если регионам позволить первые годы самим распоряжаться вновь образованной от туризма прибылью, то это поможет обеспечить точки притяжения турпотока и тем городам, инвесторам которых не посчастливилось войти в госпрограмму. 

19-21 сентября в рамках Международного Форума-Выставки по туризму ОТДЫХ пройдет ... >>>
Получать удовольствие – самый очевидный ответ. Прекрасная погода и яркие осенние... >>>
88 человек из 34 регионов страны прошли в федеральный этап Всероссийского конкур... >>>
Международный Туристический Форум ОТДЫХ состоится с 19 по 21 сентября в ЦВК «Экс... >>>
Skyscanner назвал Австрию, Португалию и Грецию самыми быстрорастущими направлени... >>>
Организаторы 23-го Международного российского туристического форума ОТДЫХ совмес... >>>
 
 
 
 
Если московское лето 2017 еще не заставило вас задуматься об отпуске где-нибудь ... >>>
В то время как в Москве бушевал майский ураган, в 280 км от столицы на берегу Ры... >>>
22 века назад на территории именно этой страны находился тот самый рычаг, которы... >>>