Секреты лечебной экономии

Поедут ли россияне лечиться в это межсезонье?

По традиции считается, что здоровье важнее любого кризиса – лечебные туры в любой ситуации менее других подвержены спадам. Осень – самый популярный сезон для оздоровительных программ. Насколько перспективным он видится профильным операторам?

Большинство специалистов признают, что на рынке наблюдается серьезный спад. По оценкам Валерия Кителя, генерального директора компании «Крист Тур», сейчас продается или очень дешевое или очень дорогое, а потери в продажах по сравнению с прошлым годом составляют около 40%: люди в сложной ситуации на рынке, не уверены в будущем, поэтому откладывают свои планы на потом. «Глубина продаж серьезно упала. Если раньше продажи шли у нас за 3–4 месяца, то теперь клиент чаще берет путевку за неделю-две до поездки. Проплачивать вперед стали неохотно», – говорит Валерий Китель. Снижение глубины продаж подтверждает и Екатерина Айзерман, заместитель генерального директора компании «Солвекс-Трэвэл». Раньше люди стремились купить путевку заранее, так как в некоторых санаториях не всегда можно было найти места в последний момент. Сейчас турист не торопится.

Максим Приставко, заместитель гендиректора оператора «Джет Тревел», отмечает, что продажи лечебных туров сократились не так существенно, как в целом по выездным направлениям: «Недаром говорят, что в кризис люди сокращают расходы, но забота о здоровье и образование, наоборот, выходят на первый план». Туристы, чтобы сэкономить, но не отказываться от отдыха, меняют предпочтения. «С учетом увеличения стоимости туров (из-за растущих курсов валют) туристы сместили приоритеты: вместо трех недель многие отправляются на две, вместо 4–5 звезд выбирают 3. На качество лечения звездность санатория не оказывает существенного влияния, важно использование природных ресурсов», – поясняет ситуацию Людмила Блинкова, руководитель отдела «Чехия – лечебные туры» компании «Веди Тур Групп». В любом случае турист сейчас скорее выберет полезный лечебный тур, а не просто пляжный отдых.

Перегнули палку

Меняются и предпочтения туристов. Они уже не готовы ехать «по привычке» на полюбившийся курорт, если там существенно выросли цены. Скажем, интерес к Белоруссии, куда россияне традиционно и с удовольствием ездили на лечебный отдых (недалеко, недорого, качественно), сейчас серьезно упал. «Путевки в белорусские санатории покупали туристы с не очень высоким достатком, но сейчас и такой отдых становится для них дорогим. Покупательская способность населения упала, а белорусы стали повышать цены: в прошлом году сутки проживания стоили в среднем 1500 рублей, теперь под 2000 рублей, – рассказывает Валерий Китель. – Но в итоге они теряют туриста из России: в прошлом году, если брать стопроцентную загрузку, 75 процентов клиентов у Белоруссии были наши туристы, теперь лишь около 40 процентов. Ошибка Белоруссии в том, что они залезли в чужую ценовую нишу». Поднялась при этом и транспортная составляющая: если раньше дорога (плацкарт) обходилась в пять тысяч рублей, то сегодня это уже в восемь тысяч. Туристы пытаются экономить: скажем, берут путевки не на 14 дней, а на двенадцать. Учитывая эту тенденцию, санатории тоже стали сокращать лечебные программы.

Похожая ситуация сложилась в Анапе. Как поясняет Екатерина Айзерман, в прошлом году регион пользовался спросом, и одной из причин было то, что часть туристов, не доехавших до Крыма, оседала в Анапе. В надежде воспользоваться наплывом туристов и в этом сезоне, многие анапские объекты размещения повысили цены на сезон-2015 и в итоге недосчитались клиентов. Ведь в этом году транспортная проблема Крыма решалась лучше, к тому стали доступными цены на туры с авиаперелетом из многих городов России.

Российские предложения

В итоге наши туристы в большинстве своем предпочли Россию. Выбор пал на Кавказские Минеральные Воды, оживилось Подмосковье, здравницы других российских регионов. Больше интереса, по данным компании «Крист Тур», по сравнению с прошлым годом к турам в Крым и Сочи. Хотя в отношении Крыма Валерий Китель пока не очень оптимистичен: «Пока крымский сервис не на высоком уровне. Если сравнить Крым с краснодарскими курортами, то предложения последних выигрывают. Мы видим, как они развиваются в течение последних десяти лет: вкладываются на обустройство номеров, оборудование, услуги, сервис, персонал. В Крыму такого не наблюдается». Екатерина Айзерман с таким мнением не согласна: «Интерес к лечению в Крыму сейчас есть. В прошлом году мы отправляли по госзаказу детей с инвалидностью в крымские санатории, контроль качества был очень серьезный, и никаких нареканий не возникло».

Растущий спрос на лечение в Крыму наблюдают и в «Розе ветров», причем, по словам Ирины Глазковой, гендиректора компании, рост интереса составляет до 30%! «Сказывается и влияние общих настроений в обществе по отношению к Крыму, и наличие уникальных лечебных факторов (например,  сакская грязь) и редчайших методик лечения тяжелых заболеваний, таких как ДЦП. К тому же Крым осенью просто прекрасен!»

Курорты Кавказских Минеральных Вод, как всегда, популярны, и в «Розе ветров» опять же наблюдают 25‑процентный приток туристов. Возможно, это та часть клиентов, которая предпочла российские направления подорожавшей Европе. Неизменным спросом пользуются санатории Сочи и Геленджика. «Отличные современные лечебно-диагностические  базы санаториев, комфортабельные номера  плюс еще достаточно теплое море  – эти факторы способствуют хорошему спросу на лечение осенью в этих регионах. Наиболее востребованные санатории: в Геленджике – «Красная Талка», в Сочи – «Знание», «Южное взморье», «Сочи», «Русь»», – говорит Ирина Глазкова. Кстати, в «Розе ветров» вообще отмечают увеличение спроса на осень на 15% по сравнению с прошлым годом.

Возрос спрос на лечение в Карелии (санатории «Марциальные Воды» и «Кивач»): здесь предлагается эффективное лечение заболеваний эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, аллергии, гинекологических (в том числе лечение бесплодия).

По мнению Екатерины Айзерман, общие ожидания таковы: осенью лучше продаваться будет Россия. «Кроме черноморских курортов, можно найти отличные пансионаты и санатории в других регионах России. К тому же Россия выигрывает в том плане, что у нас есть санатории – как лечебные учреждения. За рубежом, в той же Чехии или Австрии, полных аналогов нашим санаториям нет».

Чем ответит зарубежка

Что же предлагает сейчас зарубежный лечебный отдых, может ли он перевесить преимущества российских вариантов, с их бюджетной ценой и качественными природными возможностями? По мнению Валерия Кителя, если говорить о лечении за границей, то сейчас «река превратилась в ручеек». Резкий рост курсов валют заставляет россиян отказываться от отдыха за границей.

Те же туристы, которые не хотят менять зарубежный отдых на российский, стали выбирать поездки в недорогие европейские страны. Максим Приставко приводит в пример в этом смысле Венгрию. «Выбор направления связан с диагнозом и ценовой политикой на медицинские услуги в той или иной стране. Наиболее экономичные варианты предлагаются в Венгрии, Словении, Чехии. Например, получить стоматологические услуги высокого качества по умеренным ценам россияне могут в Венгрии, а на диагностику здоровья, так называемые check-up, едут в Германию или Австрию, на «воды» отправляются в Чехию, Венгрию, Италию и, если позволяет бюджет, Францию или Швейцарию», – поясняет Максим Приставко. Но надо признать: дорогие страны, например Швейцария, стали пользоваться меньшей популярностью. Тем не менее, если речь пойдет о серьезном лечении – операциях, длительных лечебных курсах, как правило, выбирают Германию и Австрию.

Интерес к Венгрии подтверждает и Екатерина Михеева, руководитель департамента Чехии, Словакии, Словении компании «Де Визу». Основной турпоток с Венгрией делит Чехия. Хорошо бронируют Словакию (курорты Дудинце и Пиештяны) и Словению (Рогашка Слатина, Порторож). «Набирает обороты наше новое направление – Сербия: курорты Врнячка Баня, Врдник, Луковска Баня,  – рассказывает Екатерина Михеева. – Страна безвизовая, а лечебная база хорошая, и стоимость лечения невысокая». Компания «Де Визу» рекомендует туристам остановить свой выбор как на традиционных курортах, проверенных временем, таких как Хевиз, Хайдусобосло, Шарвар – в Венгрии, Карловы Вары, Марианские Лазне – в Чехии, Дудинце и Пиештяны – в Словакии, Рогашка Слатина – в Словении, так и обратить внимание на менее известные, но тем не менее весьма достойные:  Тапольца, Бюкфюрдо – в Венгрии; Яхимов, Франтишковы Лазне – в Чехии; Турчанские Теплице, Бойнице – в Словакии; Терме Олимпия, Шмарьешке Топлице – в Словении, Врнячка Баня, Врдник, Атомска Баня – в Сербии.

«Традиционный интерес остается к оздоровительным и spa-процедурам в Чехии (Карловы Вары, Марианские Лазне и др.), Венгрии (Хевиз, Шарвар, Хайдусобосло), Германии (Баден-Баден), Швейцарии (Ивердон), Италии (Абано Терме, о. Искья)», – отмечает Анна Малинина, директор по продажам «Натали Турс».  Тем более что многие эти курорты, пытаясь удержать туриста, стараются идти на определенные акции и скидки. «Например, Карловы Вары этой осенью предлагают свои санатории со скидкой до 35%. Многие венгерские отельеры (курорты Хевиз, Шарвар, Хайдусобосло и другие), помимо очень умеренных цен, предлагают дополнительные скидки около 10% и экскурсионные программы в подарок. Интересной опцией здесь могут стать, например, перелет через Вену и возможность посмотреть замечательный туристический объект заодно с лечением», – рассказывает Анна Малинина.

Интересно, что сейчас получили толчок к своему развитию те регионы лечебного туризма, которые ранее были мало востребованы. Скажем, в «Натали Турс» возлагают надежды на Индию. В контексте аюрведической медицинской школы, которая пользуется большой популярностью как в мире в целом, так и среди российских туристов, Индия представляется очень перспективным направлением. «Индусы предлагают целый ряд методик и процедур, применение которых, в силу ряда обязательных условий, возможно только здесь. Нашим дополнительным преимуществом на направлении является полетная программа на регулярных рейсах крупнейших в регионе авиаперевозчиков по очень привлекательным тарифам. Следовательно, наши цены на этом направлении вполне конкурентоспособны», – отмечает Анна Малинина.

«Вместо лечения в Израиле и Германии клиенты стали выбирать Китай, Корею, Вьетнам и другие азиатские страны»,  – рассказывает Валерий Китель. И это заметно дешевле – примерно на 40 процентов. Азиатские направления давно рвались на российский рынок, и, наконец, у них появилась возможность приблизиться к своему клиенту.  Кстати, сейчас и Турция стала составлять серьезную конкуренцию Европе по уровню лечения. «Природные возможности (воды, грязи) у этой страны есть, и сейчас поехать лечиться в Турцию будет стоить опять же примерно на 30–40 процентов дешевле, чем в европейской клинике, а качество будет таким же (к тому же уровень сервиса в Турции сейчас вообще на высоком уровне), – отмечает гендиректор компании «Крист Тур». –  Турция в последнее время очень сильно вложилась в медицину».

14 сентября 2015 г.
Также в рубрике:
Выездное «болото» затягивает все глубже?
Есть ли повод хоть для небольшой доли оптимизма на выездном рынке?
Крымская одиссея
Этот летний сезон Крым ждет по-особому. После сложного 2014 года полу­острову очень важно снова ощутить себя туристической Меккой, а не эпицентром политического ажиотажа.
Две трети российских туристов встретят Новый год за границей
В преддверии праздников Skyscanner поделился с "Туринфо" информацией, где и как россияне проведут грядущие новогодние каникулы. Отмечать Новый год за рубежом планируют 65% путешественников
Где встретить Новый год в России и СНГ с бюджетом 20 000 рублей
Предлагаем несколько интересных направлений на любой вкус и настроение
Эмирейтс А380, флагманский самолет авиакомпании, будет осуществлять один из двух ежедневных рейсов из Москвы в период с 2 по 18 января 2016 года
Даже в кризис Россия остается страной, в которой выдается наибольшее количество шенгенских виз в мире. За последний год россияне получили их порядка 6 млн – это более 30% от общего количества. При этом 80% рынка визовых услуг в России принадлежит индийской компании VFS Global. О том, почему европейские МИДы не хотят проводить открытые тендеры, не пускают новых игроков и способствуют монополизации визового рынка в России - в эксклюзивном интервью с директором департамента визового сервиса компании Pony Express Натальей Евсеенко
Уже почти полгода субагентский блок холдинга «Випсервис» возглавляет Ирина Соловьева. Имея большой опыт в маркетинге, сейчас она руководит, наверное, самым «технологичным» подразделением компании. О том, что важнее – общие принципы управления или тонкое знание технологий, какие задачи она ставит перед собой, об этом мы беседуем с одним из топ-менеджеров «Випсервиса».
Президент «Натали Турс» Владимир Воробьев - об основных трендах завершающегося сезона, растущем значении онлайн-сервисов и поддержке собственных агентств
Портал Travel.ru составил рейтинг городов России для бюджетных поездок на выходные
По легенде, едва завидев с борта корабля покрытую облаками гору Изабель-де-Торрес и утопающий в тропической зелени берег, Колумб фактически моментально дал название этой обетованной земле – Пуэрто-Плата, что в переводе с испанского означает «Серебряный берег»: так путешественника поразило сверкающее отражением солнце в водах океана вдоль побережья и величественные горы в серебристой дымке. Спустя шесть столетий туристы со всего мира говорят «спасибо» великому мореплавателю и продолжают открывать для себя Доминикану, в частности ее северное побережье.
Чешская Республика - идеальное место для отпуска всей семьей
Этот летний сезон Крым ждет по-особому. После сложного 2014 года полу­острову очень важно снова ощутить себя туристической Меккой, а не эпицентром политического ажиотажа.
Надежды на взырвной рост внутреннего туризма не оправдались. Сезон, констатируют туроператоры, прошел рвано, с подъемом на старте и резким падением в середине лета, а также с неожиданным провалом на ранее успешных направлениях.
«Охотники за головами» vs «джобсикеры». Кто кого?
Специально для «Туринфо» Служба исследований HeadHunter про­анализировала более 225 000 российских вакансий в сфере «Туризм, гостиницы, рестораны» и определила основные итоги первой половины 2015 года