Звёздная пыль

28 декабря 2014 г.
Минэкономразвития вводит свою классификацию гостиниц. Однако у нас уже есть системы, действующие с середины 90-х годов, так что теперь


Минэкономразвития вводит свою классификацию гостиниц. Однако у нас уже есть системы, действующие с середины 90-х годов, так что теперь руководителям гостиниц придется думать, где и как получить свои звезды.  

То, что Минэкономразвития разработало и утвердило свою собственную систему классификации гостиниц, можно только приветствовать: во многих странах органы  управления туризмом занимаются присвоением категорий гостиницам. Более того, часто это исключительно их прерогатива. Суть такого монополизма в том, что он гарантирует единый по стране стандарт, благодаря которому и клиентам, и турагентствам легко ориентироваться: соответственно, покупать или продавать размещение.
 
Вместе с тем немало стран, где классификацией наряду с органами управления занимаются и общественные организации. А в некоторых — исключительно они. Так, например, в США нет официальной, утвержденной органами государственного управления, классификации гостиниц. На практике этим занимаются общественные организации, мнение которых признает потребитель. Например, American Automobile Association (AAA) — Автомобильная ассоциация Америки занимается инспекцией гостиниц с 1977 года и присваивает им категорию «бриллиант», а Mobile Travel Guide, ассоциация, связанная с организацией поездок, — «звезду». В Великобритании у отеля тоже нередко может быть несколько сертификатов: государственного органа и общественных организаций. Например, от Automobile Association — «звезды», а от English Tourist Board — «короны». У мировых гостиничных цепочек и вовсе свои стандарты, зачастую более жесткие, чем национальные.  

Что имеем

В России также согласно Закону о техническом регулировании любое юридическое лицо или предприниматель может разработать и зарегистрировать систему добровольной сертификации. И на сегодняшний день существует две основных, зарегистрированных в Госстандарте, системы добровольной сертификации гостиниц.

Правда, вольно или невольно Госстандарт попытался помочь Минэкономразвития и избавить его систему от  конкурентов, отменив постановлением от 26 июня  ГОСТ Р-50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», который в качестве нормативного документа включает обе существующие системы сертификации.

Вскоре, однако, выяснилось, что этот же стандарт зарегистрирован под другим номером как межгосударственный — ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», и что обе системы сертификации по-прежнему действуют. Впрочем, добровольные системы сертификации гостиниц могут работать и вообще без этого стандарта: закон о техническом регулировании позволяет юридическому лицу разработать и включить в систему стандарт предприятия. Кстати, именно так и поступили в Минэкономразвития.

Вообще, по мнению руководителей органов по сертификации, необходимости в отмене «гостиничного» ГОСТа не было, в свое время ГОСТ Р-50645-94 был разработан в соответствии с документом «Межрегиональное согласование критериев классификации гостиниц», принятым ВТО в 1989 году. Как бы то ни было, система Минэкономразвития станет третьей системой добровольной сертификации гостиниц — правда, в Минэкономразвития настаивают на термине «классификация», — и ей неизбежно придется конкурировать с первыми двумя. По крайней мере, в первое время, так как, по словам руководителя Департамента туризма Натэлы Шенгелия, система Минэконразвития, хотя и добровольная, должна стать единой в стране, заменив все другие.
  Правда, заявления о том, что гостиницы, не получившие сертификата Минэкономразвития, лишатся права заявлять о своих звездах, кажутся тем не менее довольно неожиданными. Никто ведь не может аннулировать сертификаты, полученные в той или иной действующей системе сертификации, или заставить гостиницу пройти сертификацию в новой системе. По окончании же действия документа руководство гостиницы сможет выбирать, по какой системе проходить сертификацию. В соответствии с Законом «О техническом регулировании» один из основных принципов этого самого регулирования — «недопустимость ограничения конкуренции в сферах аккредитации и подтверждения соответствия».

Задачка на завтра

Пока, во всяком случае, ситуация складывается в пользу действующих систем: в регионах стандартов системы Минэкономразвития не видели и вообще ничего толком о ней не знают, поэтому гостиницы по-прежнему подают заявки в действующие органы по сертификации, а гостиницы обзаводятся своими звездами, не заботясь о том, чтобы получить на них «добро» Минэкономразвития. В дальнейшем  директора гостиниц собираются тщательно сравнить стандарты — те, по которым они уже сертифицировали свои гостиницы, со стандартами Минэкономразвития — и выбрать наиболее подходящую систему. Большое значение, по их словам, будет иметь и стоимость процедуры.

А вот тот факт, что Минэкономразвития позиционирует свою систему как государственную и поэтому самую объективную, пока для них особого значения не имеет. Тем более, что все организации, которые зарегистрировали добровольные системы сертификации в Госстандарте России, получили бессрочный документ — «Свидетельство о государственной регистрации».
Кстати, не исключено, что как раз система Минэкономразвития в ближайшее время не сможет обрести статус государственной. Дело в том, что с 1 июля вступил в силу новый Закон «О техническом регулировании», и Госстандарт еще не разработал механизм аккредитации и не определил регистрирующий орган, который будет проводить эту работу.

Введение «министерской» системы, судя по всему, никак не сможет поспособствовать и росту числа гостиниц со звездами: кому они нужны, те их получат, а кому по тем или иным причинам не до звезд, так и будут жить дальше.

Фактически сейчас официальную категорию имеют только гостиницы в крупных туристских центрах —  те, что работают на рынке приема или делового туризма. Это примерно 20%, остальные 80% живут сами по себе, без особых знаков отличия. Большинство из них не тянет и на одну звезду, другим звезды вообще ни к чему: выбирать их гостям не из чего, а  ночевать где-то все равно надо. «Беззвездные» гостиницы должны иметь сертификат соответствия общим требованиям к средствам размещения. И закрыть их имеют право только органы государственной власти, уполномоченные на это. Например, Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор.

И уж тем более очевидно, что введение общенациональной системы никак не может улучшить качество обслуживания. Экономических рычагов для этого у министерства  нет.

Любовь ЯМУТОВА





В тексте используются два термина: сертификация и классификация. В данном случае смысл их одинаков: производится оценка соответствия гостиницы той или иной категории и присваивается соответствующая категория. Минэкономразвития настаивает на термине «классификация». В то время как по принятой Госстандартом терминологии система Минэкономразвития является в чистом виде системой «сертификации».

Классификация — система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связи между этими понятиями или классами объектов (см. Энциклопедический словарь).

Сертификация — форма подтверждения соответствия, в ходе которой орган по сертификации документально удостоверяет, что услуга соответствует установленным стандартом требованиям.




Мнение эксперта

Классификация — дело абсолютно добровольное

Новую государственную систему классификации гостиниц комментирует руководитель коллектива ее разработчиков, кандидат экономических наук, доцент, главный эксперт ВНИИ сертификации РФ Маргарита Немоляева.

Новая государственная система классификации гостиниц принята Минэкономразвития РФ. И это совершенно естественно: во всем мире классификацией гостиниц занимаются государственные органы управления туризмом.

Систему классификации разработал авторский коллектив, в который вошли представители столичных гостиниц, крупных туристических компаний, московского правительства. Над системой авторы работали больше года. Она максимально приближена к национальным классификациям большинства стран. Для того чтобы российская система классификации была сопоставима с зарубежными и наши «звезды» не разочаровывали клиентов, специалисты рабочей группы проанализировали множество зарубежных систем классификации. В частности, в рамках программы ТАСИС был проведен семинар, в котором принимали участие эксперты из Великобритании, Швеции и других стран. Кроме того, в основу системы положено все лучшее из того, что было апробировано в системе Госстандарта.

В ней, чтобы избежать субъективизма, наиподробнейшим образом описано все, что должно быть в гостинице той или иной категории. Кроме того, система классификации предусматривает не только оценку гостиницы в целом, но и номеров: им тоже присваиваются определенные категории.
Новая система — это не сертификация, а классификация. Ее цель — присвоение категории. Для проведения классификации будет создан соответствующий орган.

Процедура классификации разделена на два этапа. Поначалу экспертная комиссия производит оценку соответствия гостиницы той или иной категории. Экспертная группа создается по каждой конкретной заявке. Для большей объективности экспертная комиссия будет стараться произвести оценку силами не местных экспертов.

Но никаких решений экспертная комиссия не принимает. Эксперты заполняют протоколы и акты и оформляют итоговые документы. Затем все документы они передают на рассмотрение в созданную при Минэкономразвития аттестационную комиссию. Именно она принимает решение — присвоить или не присвоить гостинице запрашиваемую категорию.

В отличие от существующих систем добровольной сертификации гостиниц на категорию, когда «звездность» гостиницы определяли эксперты на основании нормативных документов, система Минэкономразвития опубликована на сайте Департамента туризма Минэкономразвития РФ, и руководители гостиницы должны будут сами решить, на какую категорию она может претендовать. И подать заявку на присвоение именно этой категории. Правда, эксперты могут счесть гостиницу не соответствующей заявленному числу звезд. Сейчас, во всяком случае, очень многие наши гостиницы, которые претендуют на 4-5 звезд, в лучшем случае могут быть оценены на три.
Еще одно новшество: новой классификацией предусмотрена категория «без звезды». Это не нами придумано, такая категория есть, например, во Франции. Такие гостиницы не дотягивают до одной звезды, но при этом все же позиционируют себя как гостиницы и потому должны соответствовать требованиям ГОСТа к средствам размещения.

По окончании процедуры гостинице присваивается категория и выдается соответствующий сертификат. Гостинице вручат также еще «знак соответствия»: металлическую табличку, на которой будет написано, что «звезды» присвоены федеральным органом управления туризмом. Остается добавить, что классификация по системе Минэкономразвития — дело абсолютно добровольное.


 
 
 
 
Для любителей вкусно и сытно поесть Шаньдун – рай. Местная кухня имеет весьма др... >>>
Вот простой совет тем, кто абсолютно не знаком с китайским языком: хочешь сказат... >>>
«Моря, солнца, развлечений край – удивительный Вэйхай!»... >>>