Авиакомпании в законе

28 декабря 2014 г.
24 мая в Росавиации состоялось заседание Комиссии по допуску перевозчиков к выполнению международных чартерных рейсов. Итог конфликту,
24 мая в Росавиации состоялось заседание Комиссии по допуску перевозчиков к выполнению международных чартерных рейсов. Итог конфликту, начавшемуся три месяца назад, подвели лишь спустя два дня – 26 мая. Вердикт был однозначным, теперь погоду на направлениях будут делать назначенные перевозчики. Уговоры туротрасли, авиакомпаний, экспертов, официальные письма Минтранс и Росавиацию не тронули. Уже сейчас ясно, что «кошелек» и авиакомпаний, и туроператоров, и туристов заметно опустеет и стоимость туров может значительно возрасти.

На совещании рассматривались заявки авиакомпаний на чартерные полеты в Грецию, Болгарию, Кипр, Тунис, Индию и Китай – направления, где в соответствии с межправительственными соглашениями есть назначенные авиаперевозчики и где у других российских авиакомпаний возникли сложности с получением разрешения на перелеты.

Заседание, согласно комментариям присутствовавших экспертов, было весьма напряженным. Участие в нем помимо авиакомпаний и чиновников Росавиации приняли представители туриндустрии и Федеральной антимонопольной службы. Прения сторон, которые были весьма напряженными, продлились с 17.00 до 22.00. Однако решение, которое мог принять лишь глава Росавиации Александр Нерадько, учитывая масштаб конфликта, по их итогам так и не было принято. Судьба чартерного рынка решилась лишь два дня спустя – победителями вышли назначенные перевозчики.


Назад в прошлое

То, что 92-й приказ существует, отрасль вспомнила спустя два года после его принятия. О документе авиакомпаниям и игрокам туррынка напомнил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, который четко заявил, что не намерен отказываться от возможности единолично отправлять пассажиров на направлениях, где «Аэрофлот» – назначенный перевозчик. Г-н Савельев заявил, что на основе 92-го приказа он не намерен мириться с чартерами других перевозчиков, в частности на Ираклион и Ларнаку (у «Аэрофлота» там назначения). Компания, заявил он, способна обеспечить всю перевозку самостоятельно. Тогда угрозам Виталия Савельева авиакомпании не придали значения и продолжили заключать контракты на летнюю навигацию – оказалось, что зря.

Вступивший примерно в это же время в должность коммерческого директора Андрей Калмыков – ранее советник министра транспорта Игоря Левитина, а еще раньше генеральный директор Sunrise tour – на встречах с туроператорами заявлял неоднократно: летать на своих направлениях будет лишь «Аэрофлот» (либо другой альтернативный назначенный перевозчик, например на Ираклионе это еще и «Трансаэро»). В противном случае, при несоблюдении 92-го приказа нацперевозчик грозил судом Росавиации.

Тогда эксперты полагали, что летнюю чартерную программу других авиакомпаний «Аэрофлот» саботировал именно с подачи Калмыкова, который преследует интересы не постороннего ему туроператора. Однако позже поменяли мнение. Вероятно, говорят они, такая линия поведения была продиктована более высокими чинами. Логика их рассуждений заслуживает внимания. Калмыков пришел в «Аэрофлот» из Минтранса, руководство которого активно отстаивало в правительстве проект объединения «Аэрофлота» с (условно) Росавиа. Сейчас авиакомпании, в связи с успехом этого начинания, необходимо освобождать ниши рынка, для того чтобы продуктивно управлять входящими в него приемными «дочками». Потоки пассажиров этих перевозчиков переводятся в Шереметьево – об этом представители нацперевозчика заявляют уже не первый месяц. И в «Аэрофлоте», и в Шереметьево Игорь Левитин президент совета директоров. 

По неофициальной информации в марте состоялся даже телефонный разговор Игоря Левитина и министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко, где министр транспорта попросил г-на Мутко найти управу на туроператоров, которые в обход 92-го приказа заключают контракты с неназначенными перевозчиками. Кроме того, подписан 92-й приказ (эта «бомба замедленного действия», как его уже окрестили в отрасли, тоже была Игорем Левитиным»). Хотя, подчеркнем, что фигура министра ни разу не упоминалась в этом конфликте, он не комментировал ситуацию, и подобная версия остается лишь одной из гипотез экспертов и издания.

Министерство транспорта лишь раз делегировало своих представителей для того, чтобы разобраться в конфликте. В середине мая представители Минтранса и Росавиации провели конференцию, на которой подтвердили – тактика выдачи разрешений Росавиацией поменяется. Но происходить это будет без ущерба для туррынка, пассажиров, авиакомпаний, заметил тогда представитель Минтранса Владимир Тасун.


Сборы или поборы?

Произошло все совсем наоборот. Утром 19 мая, по просьбе авиакомпании Sky Express, «Аэрофлот» регулярным рейсом SU 237 Москва – Ларнака принял 131 пассажира этой авиакомпании. На другой стороне воздушного моста перевозчик забрал 132 пассажира Sky Express. Аэрофлот также сообщил, что в целях обеспечения вывоза всех пассажиров на данное направление поставил самолет с большим количеством посадочных мест.

В официальном заявлении нацперевозчика уточнялось, что авиакомпания Sky Express, не получив согласования от назначенного перевозчика ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» и допуска Росавиации на выполнение чартерного полета по маршруту Москва – Ларнака (Кипр), продала более 130 билетов на этот рейс. Sky Express поделилась другой точкой зрения на произошедшее. Со слов представителя перевозчика Виталия Коренюгина, «договоры на выполнение рейсов в Ларнаку заключены еще зимой». В то время, насколько мы помним, о том, что во внимание при выдаче разрешений будет учитываться 92-й приказ, речи не велось. Учитывая сложившуюся ситуацию, комиссия Росавиации, ссылаясь на отсутствие ответов назначенного перевозчика – «Аэрофлота» разрешила выполнение рейсов по разовым разрешениям сроком до 25 мая. Но «вечером 18 мая, при согласовании суточного плана полетов мы получили извещение от Росавиации о несогласовании рейса», – рассказывает г-н Коренюгин. Далее авиакомпания вынуждена была обратиться в «Аэрофлот», чтобы перевезти пассажиров. Нацперевозчик согласился принять пассажиров, правда, при условии возмещения расходов. Стоимость перевозки для Sky Express возросла на 50 евро на пассажира.


Несите денежки

Уже сейчас ясно, что «кошелек» и авиакомпаний, и туроператоров, и туристов заметно опустеет и может значительно возрасти стоимость туров. Туроператорам ничего не остается, как переориентировать свои программы на «Аэрофлот». Как рассказали в Sky Express, «стоимость доставки в Ларнаку пассажиров, купивших туры с перелетом этой авиакомпанией на 19 мая, оказалась у «Аэрофлота» на 25% выше той, которая обозначена в нашем контракте с туроператором. Перелет «Аэрофлотом» в Ларнаку 21 и 23 мая дороже на 15%. Для перевозки туристов в Ларнаку после 25 мая «Аэрофлот» блок мест со стоимостью за кресло уже на 30% выше, чем та, которую предлагают чартерные перевозчики».

Согласно данным РСТ (упомянуты в открытом обращении к Игорю Левитину от 24.05.2010), «глубина продаж на рейсы «Скай Экспресс» по маршруту Москва – Ларнака на ближайший месяц составляет 1219 человек. Контрактная стоимость авиабилета на рейсах этого перевозчика – 245 евро (включая все таксы и сборы). В случае пересадки пассажиров «Экспресса» на рейсы авиакомпании «Аэрофлот», который предлагает авиабилеты по цене выше на 60-70 евро, финансовые потери составят как минимум 85 тыс. евро. По уже проданным турам эти траты берут на себя авиакомпании и туроператоры, однако по текущим и будущим продажам увеличение стоимости перевозки ляжет на плечи потребителей. При этом пассажиры лишаются права выбора авиакомпании. Это может привести к снижению спроса на туристических направлениях и падению объемов пассажирских авиаперевозок».


Этому дала, а этому не дала

Интересен и другой факт: «по ряду направлений назначенные авиакомпании, исходя из обоснованного анализа своих провозных емкостей, согласовали возможность выполнения ограниченного количества чартерных рейсов другим неназначенным авиакомпаниям», говорится в релизе Росавиации от 26 мая. Хотя в целом комиссия отметила, что «анализ перевозочной деятельности назначенных перевозчиков по большинству направлений свидетельствует о том, что они располагают достаточной ресурсной базой и самостоятельно могут удовлетворить спрос на пассажирские авиаперевозки, в том числе по популярным туристическим направлениям».

Согласно весьма спорной мотивации, отдельно был рассмотрен вопрос о выдаче «Трансаэро» разовых разрешений на выполнение рейсов по маршруту Москва – Ларнака – Москва, и такие разрешения перевозчиком были получены. При этом Росавиация обращает внимание авиакомпании «Трансаэро» на необходимость соблюдения приказа Минтранса России №92 и межправительственных соглашений в части согласования выполнения чартерных рейсов с назначенным перевозчиком. Получается, что интересы пассажиров Oren Air, Sky Express, «Ямала», «Атлант-Союза» и многих других перевозчиков, кому было или будет отказано в вылетах на ближайший сезон, незаконны?

Такое двоякое решение спровоцирует еще большую волну недовольства общественности, полагают эксперты. Подобная позиция настроила против себя практически весь туристический рынок, ФАС, общества защиты прав потребителей и даже депутатов Государственной думы. Председатель комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев так характеризовал ситуацию: «Всегда неприятно, когда непродуманные, не совсем верные документы появляются на свет, тем более в тот момент, когда речь идет фактически о курортном сезоне, когда туроператоры, заранее спланировав свою работу с перевозчиками, включили транспортные услуги в стоимость турпакета, который они предлагают клиентам».

Практически вторит ему президент РСТ Сергей Шпилько в своем открытом письме министру транспорта Игорю Левитину: «Неожиданное решение Росавиации перераспределить рынок авиаперевозок в пользу регулярных в начале туристического сезона резко осложнило ситуацию и ведет к значительному подорожанию турпакетов на ряде массовых направлений. Закрытие ряда массовых туристических направлений для бюджетных чартерных перевозок приведет к тому, что туроператоры лишатся адекватного спроса ценового предложения в среде российских авиакомпаний. В этой ситуации им придется либо снизить свои объемы на популярных направлениях, либо, не имея возможности продолжить сотрудничество с российской бюджетной компанией, максимально пользоваться услугами зарубежных авиакомпаний, которые предлагают более дешевую перевозку, чем «Аэрофлот».

С. Шпилько приводит в пример Cyprus Airways (назначенный перевозчик на Ларнаке со стороны Кипра), который подписал на летний сезон 2010 года контракты с российскими туроператорами по стоимости 280 евро за кресло, тогда как «Аэрофлот» предлагает по 310 евро. «При этом массовый туристический сегмент очень чувствителен к стоимости турпакетов, и российским туроператорам стоит больших усилий создание действительно экономичных туров в европейские страны, которые изначально более дорогие, чем, например, Турция или Египет. Любое удорожание приводит к оттоку туристов с направления, которые либо отказываются от отдыха в принципе, либо выбирают более экономичные варианты».

И авиакомпании, и представители туриндустрии в своих открытых письмах в Минтранс утверждают, что приказ Минтранса № 92 от 17 июня 2008 г., на который ссылается Росавиация, можно трактовать двояко. В пункте 20 этого документа, содержащем исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении допуска, отсутствует пункт согласования назначенным перевозчиком. Поэтому обвинения в адрес авиакомпаний, не согласовавших чартерные программы с назначенными перевозчиками, в нарушениях приказа несостоятельны.


Куда мы летим?

К слову, игроки туррынка все еще помнят прекрасные презентации в рамках туристических форумов Владимира Камынина, директора по маркетингу аэропорта «Домодедово». В ту пору воздушной гавани палки в колеса еще не вставляли, аэропорт был организацией общительной и открытой. Так вот в этих презентациях г-н Камынин постоянно подчеркивал, что появление новых перевозчиков на направлении стимулирует его развитие и рост пассажиропотока. Клиентов компаний, которые уже были на маршруте, не убавляется. Самое демократичное и самое быстрорастущее международное направление – немецкое (шесть авиакомпаний). Все это результат лояльного межправсоглашения.

Сергей Шпилько в свою очередь также отмечает, что увеличение числа авиакомпаний, выполняющих рейсы на каком-либо направлении, не ущемляет интересы других перевозчиков, а, напротив, приводит к значительному росту пассажиропотока у всех игроков этого сегмента рынка – об этом, в частности, говорилось на прошедшей в мае 2009 года конференции «Россия – Евросоюз: сотрудничество авиакомпаний». Например, выход в конце 2006 года авиакомпании BMI на маршрут Москва – Лондон (Хитроу), по данным на конец 2008 года, привело к увеличению трафика на направлении в целом на 10%. Появление в 2007 году на маршруте Москва – Вена авиакомпании NIKI за последующие полтора года увеличило общий пассажиропоток на направлении на 20%. А трафик Москва – Мадрид после выхода на эту линию в конце 2005 года авиакомпании Iberia, по данным на 2008 год, вырос в целом на 80%, в том числе заметно увеличился объем перевозок и у «Аэрофлота». «Поэтому провозглашенный Росавиацией принцип защиты интересов, в первую очередь, регулярных перевозчиков, противоречит логике развития рынка авиаперевозок в целом», – резюмирует С. Шпилько. Таким образом, закрытие рынка для свободной конкуренции может вызвать обратный процесс – падение пассажиропотока.

Жираф большой – ему видней

Увы, ни письма перевозчиков, ни туристических организаций не возымели результата. «В соответствии с приказом Минтранса России №92 от 17 июня 2008 г. «Порядок допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов»... чартерные перевозчики должны согласовывать нерегулярные полеты с назначенными. Поскольку таких согласований не получено, заявки авиакомпаний на чартерные перевозки не удовлетворены», – говорится в заключении Росавиации от 26 мая.

Обращает на себя внимание и другое заявление ведомства: «Федеральное агентство воздушного транспорта отмечает, что стремление небольших чартерных авиакомпаний к осуществлению ярко выраженных сезонных перевозок не подкреплено достаточным парком воздушных судов, соответствующим ресурсным и финансовым обеспечением, что является причиной многочисленных задержек и даже отмен рейсов. В этой связи самыми надежными и эффективными являются регулярные перевозчики, которые при необходимости могут предоставить дополнительные рейсы». На всякий случай – под небольшими «чартерными» компаниями в том числе имеются в виду «Оренбургские авиалинии», которые, согласно данным самой же Росавиации, замыкают пятерку крупнейших перевозчиков страны. Sky Express входит в десятку крупнейших перевозчиков, а авиакомпания «Трансаэро», которой все же удалось отстоять свои рейсы, но которую причесали под общую гребенку, учитывая ее стремление «к осуществлению ярко выраженных сезонных перевозок», вообще вторая на международных линиях и первая, согласно рейтингу «Крылья России», на внутренних направлениях. «Маленькая» авиакомпания Sky Express на рынке почти четыре года, основной ее род деятельности – регулярные маршруты внутри страны. Складывается ощущение, что любые авиакомпании сегодня, что хоть сколько-нибудь уступают «Аэрофлоту» – «небольшие и чартерные».

 
 
 
 
Наступило лето и,  наконец-то,  пришла пора  долгожданных отпускных дней  и тепл... >>>
Такое название с полным основанием заслуживает китайская провинция Хэнань,распол... >>>
По итогам прошлого года граждане России совершили почти 42 миллиона поездок в др... >>>