Лучше гор могут быть только Альпы

28 декабря 2014 г.
— Все крупные горнолыжные операторы в один голос говорят об очень хорошем сезоне. Вы согласны с этими утверждениями? — Да, сезон
— Все крупные горнолыжные операторы в один голос говорят об очень хорошем сезоне. Вы согласны с этими утверждениями?

— Да, сезон прошел в целом неплохо. Но я бы не сказал, что на всех направлениях. Очень удачным он оказался для альпийских стран. Здесь действительно был почти бум — продажи на некоторых направлениях выросли в 1,5-2 раза. Наверное, нынешняя зима стала лучшей для альпийских курортов за последние несколько лет. В то же время есть направления, где продажи шли как обычно или даже хуже, чем в прошлом году. Так что нельзя говорить о том, что резко выросло общее число лыжников — они перетекали с одного направления на другое. Я бы сказал, что прирост за счет новичков составил 10-15%, не более. Хотя в целом конъюнктура сейчас неплохая — деньги у людей есть, горные лыжи в моде, многие их любят, обеспеченная публика считает уже обязательным кататься на лыжах каждый сезон, а то и не один раз за сезон.

— Какие направления, вы считаете, были «неудачниками»?

— В первую очередь Андорра. От нее операторы ждали большего.

— Но основные операторы по Андорре утверждают, что сохранили объемы прошлого года.

— Возможно, им это и удалось. Рейсов действительно не стало меньше, может быть, только на одну цепочку. Но загружать их было значительно сложнее. Даже Новый год в этом году продавался явно хуже: если в 2002-м к началу декабря ни у кого уже ничего не осталось, то сейчас до конца декабря — последних дат, когда можно было занести документы в посольство, места еще были. Да и потом весь сезон ради заполнения рейсов приходилось давать спецпредложения.

— А с чем это связано?

— В первую очередь с повышением цен. Несколько лет назад, когда Андорра выходила на рынок, местные курорты предлагали очень хорошие цены. Потом курорт раскрутился, цены стали подрастать, а в прошлом году на этот процесс наложился переход на евро, то есть подорожание сразу на 20%. Скачок цен получился очень значительным, и Андорра перестала быть дешевым направлением. Одновременно в этом году Австрия предложила очень дешевые туры. Если раньше разница в цене пакета в Андорру и Австрию при аналогичном размещении доходила до 200 евро, то сейчас она составляет не больше пятидесяти. При такой разнице многие делают выбор в пользу альпийской страны.

— Получается, что если Альпы перетянули лыжников из Андорры, то речь идет только о дешевых турах.

— Так и есть. У нас прирост Альп произошел именно за счет дешевого сегмента. Я бы не сказал, что стало больше тех, кто спрашивает четырехзвездочные отели на дорогих курортах — их число стабильно.

— В этом году, помимо Австрии, выросли продажи ее альпийских соседей — Италии и Франции. Как продавались эти направления у вас?

— Италия для нас — основное лыжное направление. В этом году продажи выросли в 1,8 раза. Я бы сказал, что за последние два года Италия хорошо раскрутилась, появились повторные клиенты. Австрия и Франция вышли на рынок раньше, поэтому Италия только сейчас стала сопоставима по объемам продаж. В Италии, конечно, предлагается меньше курортов, чем в Австрии, но я считаю, что на нашем рынке продаются только самые лучшие. А в Австрии не все из многочисленных курортов, тем более дешевых, предлагают хорошее катание. Самые популярные итальянские курорты традиционно — в Доломитовых Альпах (Валь-ди-Фаса, Валь-Гардена, Мадонна-ди-Кампилио, Кортина-д’Ампеццо), в Ломбардии (Бормио) и в Аосте (Червиния). Если составить рейтинг самих курортов, он будет выглядеть так: Валь-ди-Фаса, Червиния, Бормио. Лучше всего в сезоне шли 3* отели и апартаменты, на Новый год и каникулы резко вырастают продажи 4* отелей. Средняя стоимость пакета с размещением в 3* составляет 600-700 евро. Франция у нас тоже выросла в 1,7 раза во многом благодаря тому, что мы взяли серьезные жесткие блоки на весь сезон — до начала апреля. В низкий сезон мы продавали много недорогого размещения в апартаментах, хотя на Новый год и каникулы, как и в других альпийских странах, хорошо уходили отели уровня 4*. Кстати, продажи Австрии в этом году у нас тоже шли очень хорошо, объем вырос в 2,5 раза. Но мы серьезно ею занимаемся только второй сезон, так что этот рост закономерен.

— Повторилась ли ситуация Андорры на других неальпийских направлениях, то есть был ли отток от Болгарии, Словакии и Турции в сторону Альп.

— Нет, в Болгарии, насколько я знаю, был прирост. Словакия продавалась примерно так же, как в прошлом году. Помимо нашего рейса, появился еще один, еженедельный, но грузился он не особенно хорошо. В целом у Словакии дела обстоят неплохо — есть постоянная клиентура, которую устраивает сходство языков, менталитета и т. д. Цены на пакеты хотя и выросли после перехода на евро, все-таки остались ниже, чем в той же Андорре и тем более в Альпах. Естественно, ски-пассы, лыжные школы, еда и прочие сопутствующие товары тоже остались сравнительно дешевыми. Благодаря сохранившимся долларовым ценам хорошо продавалась и Турция — пакеты уходили быстро и без всяких проблем.

— В сезон вы активно рекламировали сравнительно новое для рынка направление — шведский Оре. Каковы результаты этой кампании?

— Прирост составил 40%, так что я доволен. Перспективы у курорта неплохие — на Новый год мы ставили несколько рейсов, а потом летали в марте. В прошлом году был только Новый год. Качественное размещение в Оре стоит дешевле, чем в Австрии, катание неплохое, есть много апартаментов и гостиниц различного уровня и различной стоимости. В 2007 году там пройдет чемпионат мира по горным лыжам, что наверняка будет хорошей рекламой. В следующем году на курорте откроется пятизвездочный отель цепочки Holyday Club с аквапарком, соотечественники такие отели любят. Так что динамика и перспективы очень неплохие, но, конечно, Оре понадобится еще очень много рекламы для полноценной раскрутки на рынке.

— Директор «Эрцога» Михаил Мусинянц оценивает емкость лыжного рынка, то есть общее число горнолыжников, которых обслуживают турфирмы, в 130 тыс. человек. Насколько, по вашему мнению, эта цифра соответствует реальности?

— Я не пытался считать общее число лыжников. Но что их больше 100 тыс. — это точно. Только мы отправили в сезон порядка 10 тыс. человек.

— А как вы строите планы на новый сезон, если нет подобной статистики? Только по своим результатам?

— Да, считаем, сколько отправили мы, что получилось у конкурентов. Думаю, что в следующем сезоне те тенденции, которые проявились в этом, сохранятся, так что вполне можно планировать. Если Андорра не снизит цены, то отток будет продолжаться. Тем более что после Альп лыжники вряд ли поедут туда кататься. Я в своих планах буду это учитывать. По альпийским странам наверняка сохранится тенденция к росту потока, но вряд ли он будет большим. У Словакии, Турции и Болгарии, судя по этому сезону, будущее вполне светлое, так как есть люди, которые эти страны любят и ездят только туда.

Беседовала Юлия Батырь

 
 
 
 
Для любителей вкусно и сытно поесть Шаньдун – рай. Местная кухня имеет весьма др... >>>
Вот простой совет тем, кто абсолютно не знаком с китайским языком: хочешь сказат... >>>
«Моря, солнца, развлечений край – удивительный Вэйхай!»... >>>