Закономерное стечение обстоятельств

28 декабря 2014 г.
При этом присутствовали представители компании «Краса», оперуполномоченный УБЭПа УВД Центрального округа Москвы и верные

При этом присутствовали представители компании «Краса», оперуполномоченный УБЭПа УВД Центрального округа Москвы и верные «Премьеру» сотрудницы — и.о. исполнительного директора Ольга Рыбина и Дарья Горбунова. Кроме того, поговорить с Альбертом Потаповым на предмет возвращения долгов приехал главный менеджер отдела продаж «Интуриста». Впрочем, сам руководитель компании, неуловимый г-н Потапов снова решил не светиться. По словам менеджера «Интуриста», пожелавшего остаться инкогнито, все попытки выйти на контакт с директором «Премьера» после краха фирмы окончились неудачей.

«Мы не могли целую неделю попасть в свой офис, чтобы принимать финансовые претензии партнеров, — говорит Ольга Рыбина, — он был опечатан. С понедельника мы готовы принять всех жаждущих их предъявить. После того, как мы соберем информацию и все подсчитаем, станет ясна общая картина и сумма долгов».

На вопрос, из каких средств «Премьер» собирается платить, последовал краткий ответ: «Потапов будет работать». — Причины краха «Премьера»? — Стечение обстоятельств.

Ау, Потапов!

Вернет «Премьер» долг или нет, это самый важный вопрос, который волнует партнеров неплатежеспособной на сегодняшний день компании. Но ее генеральный директор Альберт Потапов до сих пор на людях не показывается. Лишь однажды он через отраслевое издание заявил: «Компания останется до тех пор, пока я не рассчитаюсь. Если следовать логике, компанию проще закрыть, но я хочу вернуть нормальное отношение людей. Я ни от кого не скрываюсь». Он также обещал появиться в понедельник, 24 октября, в брошенном офисе «Премьера», чтобы разобраться с претензиями агентств, затем перенес свой визит на вторник, но в итоге так и не выполнил свои обещания. Не посчитал г-н Потапов нужным объясниться и со своими сотрудниками после того, как компания заявила о своей неплатежеспособности, на телефонные звонки не отвечает, не выходит на связь с тунисскими партнерами, общается с ними только через своих сотрудников Дарью Горбунову и Ольгу Рыбину.

Понадеявшись на то, что Альберт Потапов сдержит слово и придет в офис, в понедельник, 24 октября, у опечатанных дверей «Премьера» собрались представители агентств. В частности, у стойки охранника руководство компании поджидал менеджер агентства «Айс Нат», которому «Премьер» задолжал $2 тыс. за трех не отправленных в Дубай туристов. Как объяснил начальник охраны «Красы», офис был опечатан 21 октября в присутствии представителей УБЭПа УВД Центрального округа. По его словам, в офисе остались 23 компьютера, но жесткие диски с них сняты. Аренду помещения, которое занимает 140 кв. м, «Премьер» оплатил до 1 декабря, так что вполне может пока им пользоваться, если разрешит милиция. «Начиная с марта прошлого года, когда «Премьер» взял у нас в аренду офис, — говорит начальник охраны «Красы», — компания несколько раз задерживала оплату, доходило до того, что мы не пускали ее сотрудников на работу, и тут же деньги находились».

Долги «Премьера»

Рассказывает менеджер отдела бронирования принимающего оператора в Тунисе компании «Концепт вояж» Юлия Величкович:

— 14 октября мне позвонила Дарья Горбунова из «Премьера» и заявила, что фирма обанкротилась и не может выполнить свои финансовые обязательства перед нами за размещение в отелях туристов. Неоплаченными остались два последних заезда — это приблизительно 40—45 индивидуалов и большая группа — 104 человека. К тому же примерно у одной трети туристов не было на руках обратных билетов. Все расходы по оплате их проживания нам пришлось взять на себя. В общей сложности сумма долга «Премьера» сейчас составляет около $60 тыс.

По словам Юлии Величкович, «Концепт вояж» обслужил за сезон 1150 туристов «Премьера». При этом принимающая сторона брала на себя все риски по оплате гарантированных номеров, так что финансовые потери у «Премьера» если и были, то мизерные. Г-жа Величкович также сообщила, что Дарья Горбунова обещала позвонить в конце октября — начале ноября, но никаких обязательств по оплате долгов не давала.

Задолжал «Премьер» и другому своему партнеру в Тунисе — компании «Картаж Плюс». По словам генерального директора компании Елены Козицыной, 14 октября ей тоже позвонила Дарья Горбунова и сообщила о неплатежеспособности «Премьера». «Хорошо, что к тому времени, почувствовав финансовую нестабильность компании, мы урезали ей кредитную линию, — продолжает г-жа Козицына. — Эти меры предосторожности и позволили нам в итоге свести свои потери к минимуму. Долг «Премьера» оказался незначительным, каков его размер, сказать не могу, пока не обсужу наши финансовые взаимоотношения с Потаповым».

По словам же и.о. исполнительного директора «Премьера» Ольги Рыбиной, после того как агентства заплатили за размещение своих туристов «Картаж Плюсу» $4 тыс., долг компании полностью погашен, теперь эти выплаты нужно компенсировать агентствам. «Мы работаем с «Премьером» второй год, — говорит Елена Козицына, — раньше тоже были задержки с проплатами, но в итоге все финансовые проблемы мы успешно решали. Так что долгов по прошлому году у «Премьера» нет. И в этом сезоне ничто не предвещало краха фирмы. На настоящий момент мы приняли 2322 туриста «Премьера», и, по моим подсчетам, этот сезон был для него вполне удачным». Ольга Рыбина, в свою очередь, также рассказала, что этот сезон на тунисском направлении был для «Премьера» финансово удачным. «Мы отправили в Тунис не 3500 туристов, как утверждают наши тунисские партнеры, а гораздо больше». Что касается прошедшего зимнего сезона, Ольга Рыбина считает, что компания неплохо сработала по Египту. А вот по Эмиратам имели место небольшие убытки.

Самую большую сумму «Премьер» задолжал консолидатору чартерного рейса в Монастир — компании «Megapolus Авиачартер», у которой он брал блок мест. По словам учредителя и вице-президента UTE Megapolus Group Михаил Шаманова, Потапов обычно оплачивал блоки за 3 дня до вылета. Когда возникали проблемы с деньгами, ему давали отсрочку по платежам. Так было в сентябре и начале октября. На момент объявления о своей неплатежеспособности у «Премьера» остались неоплаченными обратные вылеты начиная с 16 октября (подробнее см. «Туринфо» № 41). Пришлось UTE Megapolus брать эти расходы на себя. «На сегодняшний день долг «Премьера» составляет $95 460, — говорит г-н Шаманов, — но конечную сумму долга можно будет назвать только после завершения чартерной программы. Думаю, в итоге она перевалит за сотню тысяч долларов. Я имел разговор с Потаповым по этому поводу, и он попросил об отсрочке на полгода, но для нас это нереально». Недельный объем «Премьера», по словам г-на Шаманова, был 80 кресел. Все места по своему блоку компания закрывала, но по каким ценам реализовывались кресла, вице-президент UTE Megapolus не знает. Получается, что за сезон рейсами UTE было перевезено в Тунис около 2000 туристов «Премьера».

Комментируя причины краха «Премьера», г-н Шаманов сказал следующее: «Думаю, что Потапов просто спрятал деньги в закромах». Сейчас, по словам Михаила Шаманова, «Megapolus Авиачартер» готовит пакет документов для подачи в арбитражный суд иска против «Премьера».

Задолженность «Премьера» другому консолидатору чартеров в Монастир, «Интуристу», по словам сотрудника чартерного отдела компании Николая Шапочкина, составляет $30 тыс. Однако руководство «Интуриста» отказалось подтвердить или опровергнуть эту цифру и прокомментировать взаимоотношения компании с «Премьером».

«Премьер» задолжал и партнерам, работающим с ОАЭ. По словам начальника чартерного отдела «Лужники-тур» Светланы Кругловой, компания не оплатила возврат из Дубая 10 человек (рейс «Сибири»). «Мы работали с «Премьером» и в прошлом году, но по Тунису, — говорит г-жа Круглова, — отношения были напряженными, постоянно с их стороны случались задержки по проплатам». Негативным опытом сотрудничества с «Премьером» поделился и начальник отдела ОАЭ «Русского экспресса» Андрей Зорин: «В начале этого лета компания забронировала у нас два билета в Дубай, прислала гарантийное письмо об оплате, но за день до вылета аннулировала бронь и отказалась платить. С тех пор мы не сотрудничали». О долге «Премьера» заявляет и директор принимающей в ОАЭ компании «Аль Халидия» г-н Серак.


Нет лицензии — нет денег?

20 октября Федеральное агентство по туризму РФ приостановило действие лицензии «Премьера» на полгода. Это случилось после того, как представители отдела лицензирования и работы с обращениями граждан Ростуризма побывали в офисе «Премьера» на Земляном Валу и обнаружили его брошенным. По словам главного специалиста отдела Ирины Жуйковой, в совокупности с другими грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных постановлением правительства РФ № 95 от 11.02.2002, это послужило причиной отзыва лицензии. По прошествии полугода дальнейшую судьбу «Премьера» будет определять суд, который и решит, отзывать окончательно лицензию у компании или оставить. «Но даже если г-н Потапов, — говорит Ирина Жуйкова, — в течение этого времени устранит допущенные нарушения закона и обратится в Ростуризм с просьбой вернуть лицензию, ему будет в этом отказано».

Мы попросили юриста претензионного искового отдела юридической компании «Персона грата» Анастасию Андрееву прокомментировать слова чиновника. «Я не думаю, — говорит Анастасия, — что допущенные, а потом устраненные нарушения лицензионных требований являются весомым аргументом, чтобы впредь не выдавать компании лицензию. В то же время, если в лицензии отказывают и есть желание работать и сохранить старую торговую марку, можно, например, купить другую компанию с готовой лицензией и передать ей права на эту торговую марку. Законом это не возбраняется. Кстати, сейчас в правительстве обсуждается вопрос об отмене лицензирования туристской деятельности. Возможно, уже в следующем году турфирмы будут работать без него. Что касается возврата долгов, приостановка действия лицензии не освобождает фирму от выполнения ее финансовых обязательств».

За «Премьера» взялся УБЭП

Агентства, попавшие на деньги в результате отказа «Премьера» от выполнения своих финансовых обязательств, обратились с заявлениями в УБЭП УВД Центрального округа. Как сообщил сотрудник УБЭПа, который попросил не называть его имени, в настоящее время разыскивается руководство компании и проходит доследственная проверка деятельности «Премьера» на предмет установления факта мошенничества. По закону на эту процедуру дается 30 дней, после чего, если будет обнаружен состав преступления, документы будут переданы в следственный отдел, который примет решение о возбуждении уголовного дела или об отказе.

Владимир Незовин



Комментарий генерального директора юридической компании «Персона грата» Георгия Мохова: 

— Как показывает практика, уголовные дела против турфирм, оказавшихся неплатежеспособными, как правило, не возбуждаются: очень трудно доказать, что есть состав преступления, мошенничество или злоупотребление доверием. Что касается гражданского судопроизводства, перспектива возврата долгов зависит от денежной суммы на счету фирмы и размера имущества, которым она владеет. Во всех трех последних случаях финансового краха турфирм («Транссшоу», «Азтур», «Премьер»), насколько я знаю, счет компаний был нулевым, а все имущество составляли обшарпанная мебель и несколько компьютеров. Единственный случай на моей памяти, когда пострадавшим агентствам и туристам что-то вернули после крушения оператора, был связан с компанией «Скайтер». У нее в собственности оказался целый этаж, который и был продан в погашение долгов. Так что крайними всегда остаются турагентства, именно им приходится отвечать материально перед своими клиентами за ошибки операторов».
 
 
 
 
Для любителей вкусно и сытно поесть Шаньдун – рай. Местная кухня имеет весьма др... >>>
Вот простой совет тем, кто абсолютно не знаком с китайским языком: хочешь сказат... >>>
«Моря, солнца, развлечений край – удивительный Вэйхай!»... >>>