Операторы переоценивают собственные силы

28 декабря 2014 г.
За последние полгода третий московский оператор терпит фиаско. В апреле погорела компания «Транс-Шоу», в начале октября «Аз Тур».

За последние полгода третий московский оператор терпит фиаско. В апреле погорела компания «Транс-Шоу», в начале октября «Аз Тур». За ними так и остался шлейф непогашенных долгов. В октябре когорту неплатежеспособных фирм пополнила компания Premier Travel Service (подробнее см. на стр. 10).

После того, как компании прекратили свою деятельность, Ростуризм приостановил действие их лицензий на полгода. По прошествии этого периода дальнейшую судьбу проштрафившихся фирм будет решать суд.

Причина крушения компании «Транс-Шоу», по словам вице-президента UTE Megapolus Михаила Шаманова, кроется в чрезмерном риске, на который пошел руководитель этой компании Валентин Ганин, когда в прошлом году решил самостоятельно поднимать чартеры в Марокко. Программа началась слишком рано, загрузка оказалась низкой, и на каждом рейсе Ганин терял $30 тыс. Финансовые потери, понесенные на перелетах в Марокко, аукнулись позже, в апреле этого года, на программах в Гоа. Уход из жизни руководителя и единственного учредителя фирмы еще больше обострил денежные проблемы — в фирме просто не нашлось человека, который смог бы вывести «Транс-Шоу» из финансового пике. В итоге — крах и долги. Например, тому же «Megapolus Авиачартеру», у которого «Транс-Шоу» брала блоки, эта компания осталась должна $300 тыс. Долг никогда не будет погашен, так как «Транс-Шоу» уже закрылась, а на ее балансе остались всего лишь два компьютера стоимостью 22 тыс. руб. Копейки и на банковском счете.

Пострадали в этой ситуации и агентства. Согласно законодательству, именно они несут финансовую ответственность перед клиентами за оказание предлагаемых услуг. После краха «Транс-Шоу» на них и обрушились претензии туристов, и агентства были вынуждены платить, иначе неизбежен судебный процесс и решение однозначно в пользу туриста.

Совсем по другой причине погорела компания «Аз Тур», специализировавшаяся на Турции. В конце сезона вдруг выяснилось, что фирма не может оплатить своим партнерам перелет туристов и проживание их на турецких курортах. Причиной краха, по мнению экспертов, стало злоупотребление демпингом, который «Аз Тур» часто использовала для привлечения туристов. В настоящее время компания должна принимающей в Турции компании «Лиза Холидей» ($1 млн) и «Дип туру» — консолидатору чартеров в Анталью. По словам начальника чартерного отдела «Дип тура» Сергея Буракова, сумма еще точно не подсчитана.

Еще есть долги агентствам, которые были вынуждены либо повторно платить за туристов, либо вообще не смогли отправить на отдых своих клиентов. По словам бывшего гендиректора московского офиса компании Натальи Сироты, турецкие учредители «Аз Тура» не отказываются от возмещения убытков партнерам. Главная же проблема московского представительства — рассчитаться с агентствами. «Сейчас я ищу новый офис, так как срок аренды старого уже завершился. Пока претензии принимаются в частном порядке. На нашем сайте есть контактные телефоны, куда можно обращаться. Некоторым агентствам мы уже смогли компенсировать их финансовые потери. Что касается заявлений агентств в милицию, мы сняли все претензии, и РУВД Тверского района оставило «Аз Тур» в покое».

Финансовое падение «Аз Тура» косвенно затронуло и других операторов по Турции. Так, по словам президента ассоциации владельцев и директоров отелей Средиземноморья Османа Айика, ассоциация планирует ужесточить условия работы для новых российских компаний, еще не зарекомендовавших себя на рынке. Для них предполагается ввести финансовые гарантии, которые они должны будут предоставлять отелям.

Неоднозначные решения проблемы

Конкретные причины этих громких провалов в каждом случае разные, но корень проблемы — неоправданный риск и переоценка собственных возможностей. Строго говоря, это не такие уж страшные грехи и отнюдь не исключение для отечественного туристического рынка. Все эти компании много лет работали на рынке. У них было имя и в общем не самая плохая репутация. Таким образом, многолетний опыт — не гарантия стопроцентной надежности. Любые попытки предугадать возможный крах, вычислить оператора, который может в ближайшее время обанкротиться или исчезнуть, оказываются по большому счету безрезультатными.

Если систематизировать мнения экспертов — агентств, операторов, юристов — о том, по каким симптомам можно определить ненадежную турфирму, получается следующее: слишком низкие цены, негативные отзывы партнеров, необязательность в бизнесе. Однако парадокс в том, что на рынке нет ни одной турфирмы, которая хотя бы раз не «соответствовала» бы этим симптомам. Есть еще одна «бомба замедленного действия»: многие операторы — не беремся назвать точную цифру — работают «на обороте». Очевидно, что в туризме обороты могут быть довольно большими, а реальная прибыль — очень маленькой, если вообще она есть. И окажись компания в кризисной ситуации, у нее попросту может не оказаться свободных средств на счету, чтобы разрешить непредвиденную проблему.

Похожую мысль некоторое время назад в интервью нашей газете озвучил глава Ростуризма Владимир Стржалковский, сказав буквально следующее: «...если какая-то фирма, у которой нет своих офисов, гостиниц, вдруг остановится на пару месяцев, то очень скоро на ее месте окажется просто дыра». Безусловно, выходом из ситуации может стать привлечение сторонних средств. Банк, с которым сложились хорошие деловые взаимоотношения, пойдет навстречу и откроет кредит. Но даже эта нормальная рыночная практика на отечественном туристическом рынке может стать началом пирамиды: если на счету нет свободных денег, кредит гасится за счет туристов или еще одного кредита.

Возможно, недавняя договоренность Ростуризма с Федеральной налоговой службой (ФНС) об обмене информацией в какой-то степени поможет заранее выяснить, кто из операторов рискует не выполнить обязательства или даже строит такую пирамиду. Ведь любой официально полученный кредит отражается в финансовой документации.

Напомним, что согласно этой договоренности Федеральное агентство по туризму намерено предоставлять Налоговой службе сведения о турфирмах, которые лишены лицензий или действие лицензий которых приостановлено. ФНС, в свою очередь, собирается передавать имеющуюся у нее финансовую информацию о турфирмах. Этот шаг, если он будет осуществлен, безусловно, дает весомый козырь Ростуризму. Однако вряд ли эти ведомства обнародуют имеющуюся у них информацию. Рынок ничего знать не будет.

Сегодня очевидно лишь то, что инциденты с обанкротившимися фирмами в очередной раз высветили несовершенство российского туристического законодательства. Бремя ответственности ложится не на банки и страховые фирмы, а на турагентства и туристов. В настоящий момент подготовленный Ростуризмом проект закона находится на согласовании в заинтересованных ведомствах. Как заявила заместитель руководителя Ростуризма Натэла Шенгелия, документы могут быть переданы в Госдуму уже этой осенью. Размер финансовых гарантий для туроператоров выездного туризма, предлагаемый туристическими властями, составляет $300 тыс.

Владимир Незовин




Самые громкие исчезновения за всю историю туризма

За 15 лет истории российского туризма прекратили свое существование более 60 туроператоров. Многие яркие и неординарные как «Светал» или «Бегемот» — по объективным обстоятельствам, Угасали, снижали темпы развития, и в конце концов уходили с рынка. Исчезновение других было замечено только немногочисленными партнерами. Но были и такие, которые до сих пор вспоминаются как скандальные, и споры о их судьбе (или вине) не утихают по сей день. Вот они:

«Азия-экспресс» (1997)
«Делекс» (1997)
«Олимпия» (1997)
«А-тур» (1998)
«Киви турс» (1999)
«Делла Рове» (1999)
«Москва-тур» (2000)
«Скайтер» (2000)
«Мисаф» (2001)
«Апекс» (2001)
«Экзотрэвел» (2002)
«Лагуна» (2003)
«Транс-Шоу» (2005)
«Z-тур» (2005)
«Аз-тур» (2005)
«Премьер» (2005)
 
 
 
 
Лидо ди Езоло, по итальянским меркам – курорт сравнительно молодой, начавший бур... >>>
…Здесь в декабре еще дозревают на ветках самые крупные и сочные плоды граната, ж... >>>
Новая Мекка шницеля и говядины, традиционная кондитерская и забегаловка на Дунай... >>>