Атмосфера без давления

28 декабря 2014 г.
Если даже бывать в Угличе ежегодно, то невозможно не заметить, как преображает-ся город. Глава города Углича Элеонора Шереметьева

Если даже бывать в Угличе ежегодно, то невозможно не заметить, как преображает-ся город. Глава города Углича Элеонора Шереметьева уверена, что мэр может многое. Было бы желание работать.

— Элеонора Михайловна, вы одиннадцать лет возглавляете Углич, который был и остается одним из самых популярных туристских центров. Так что может сделать мэр для развития туризма в городе?

— Мэр вообще может все. Конечно, в идеальном варианте должна работать система, а не человек. Но у нас в России до этого пока далеко. Поэтому самое главное — искреннее желание руководителя сделать максимум при нынешних возможностях. Первое лицо города создает атмосферу в нем. И это должна быть атмосфера созидания.

— Да, не зря ваши коллеги говорят, что ничего невозможного для вас нет. Но они жалуются, что у них не получается следовать вашему примеру: денег в бюджете нет, население пассивно.

— Время сейчас для власти трудное, найти оправдание бездеятельности очень легко. Но вернемся к туризму. Если речь идет об историческом городе, то, конечно, грех не эксплуатировать историю. Она должна приносить доходы. Для этого туризм должен рассматриваться как бизнес. А значит, иметь программу развития. Она должна быть гармонизирована с градостроительной политикой, которая определяет имиджевые объекты и «наполнение» города. За имиджевые объекты отвечает город, то есть мэр. В Угличе таких объектов будет три. Первый — гольф-клуб. Мы отдали 150 га в аренду на 49 лет немецкой компании, владеющей сетью гольф-клубов в Европе, и строительство уже началось. Проект оценивается в $56 млн. Обязательно будет у нас и яхт-клуб. С инвесторами мы также практически определились. И третий объект — конно-спортивная школа. Территория для нее уже есть под Угличем — красивые ландшафты. Эти имиджевые объекты обеспечат развитие города. А наполнение его гостиницами, ресторанами, объектами развлечений будет нарастать в динамике. Поскольку все это будет востребовано. Согласно международной практике, малый город становится туристическим, когда число гостиничных мест переваливает за пятьсот. С этого порога нарождается привлекательная туристская суета, город обрастает необходимой туристам инфраструктурой.

— В большинстве регионов инвесторы не хотят вкладывать средства в туризм. Почему вы уверены, что Углич станет исключением?

— Прежде всего мэр должен оценить, есть ли у города перспектива стать туристским центром. Есть ли объективные предпосылки для этого. Инвесторы в туризм придут, только если в городе уже сформирован туристский поток и ясны перспективы. В Угличе туризм держится на истории, экологии, Волге и близости к Москве. Есть устойчивый рост туристского потока.

— Поиск инвесторов для крупных проектов занимает годы. Как вы нашли «своих»?

— Мы отдаем предпочтение тем, с кем давно работаем, кто уже вложился в город. Их мы считаем своими надежными партнерами. К сожалению, главы городов, хотя и проводят тендеры, очень часто совершают ошибки в выборе инвестора. В результате землю получает тот, кто по разным причинам освоить ее не может. Земля переходит из рук в руки, а время уходит.

— А «мелкая» инфраструктура? Часто бывает: программа не выполняется, потому что нет инвесторов, а между тем гостиницы и рестораны появляются там, где власти их и не планировали.

— Мы программу отдали предпринимателям. Предложили им выбрать, кто что хочет себе взять. В программе четко написано, какие музеи, по нашему мнению, необходимы городу, где бы мы хотели видеть гостиницы, рестораны. Какими они должны быть исходя из программы. Например, на набережной Волги мы бы хотели видеть ресторан с волжской тематикой, а Библиотека русской водки, которая сейчас занимает бывший кинотеатр «Россия», должна располагаться в старинном здании, чтобы музей ассоциировался со знаменитым водочником П.А. Смирновым, нашим земляком. Есть в программе перечень участков и строений, которые мы предлагаем инвесторам, а есть объекты целевого назначения. Так, после выселения музея русской водки «Россия» должна вновь стать кинотеатром, только уже современным. Предприниматели программу рассматривают на своих заседаниях, сами между собой договариваются, а к нам приходят уже с предложениями. На каждый объект их бывает несколько. Победителя определяет конкурс. Бывает, предприниматели предлагают что-то лучше, и мы их поддерживаем.

— А может Углич рассчитывать на государственные инвестиции? Насколько вероятно, что Золотое кольцо станет туристско-рекреационной территорией?

— Я уже не раз предлагала сделать территорией льготного налогообложения все Золотое кольцо. Если бы была государственная программа, нашлись бы инвесторы, которые подняли бы эти города.

— Ярославская область одной из первых приняла закон, создающий благоприятные условия для инвесторов. Он помог в развитии Углича?

— Да. Это закон об экономическом стимулировании хозяйствующих субъектов. Он уже несколько лет работает в области. Он позволяет кому-то дать льготный кредит или налоговое послабление, кому-то — здание в аренду на льготных условиях, кому-то помочь решить земельные вопросы — местная власть должна создать атмосферу поощрения частной инициативы. Мы рады, когда можем чем-то помочь. Нередки случаи, когда и мы и область давали предпринимателям бюджетные кредиты, чтобы они довели до конца начатое строительство.

— В Угличе все время появляются новые музеи. Тут уж точно без помощи власти не обойтись.

— Мы строим гостиницы, чтобы задержать туристов в городе. Значит, мы должны обеспечить их интересными программами. Малый туристский город должен иметь не менее полусотни музеев. Всяких: частных, государственных, муниципальных. На все вкусы. Поэтому мы рассматриваем любые варианты и ищем возможности воплотить их в жизнь. Вот сейчас создаем музей «Под благодатным Покровом», посвященный истории религии как истории культуры. В его основе — картины священника Сергея Симакова. Это будет государственный музей, потому что картины свои художник подарил государству. Но здание для музея и деньги на его создание выделяет город. Потому что этот музей имиджевый объект. Углич как исторический город должен обучать гостей истории государства российского. Или вот тема русских народных ремесел. Мы решили, что такой игровой музей-выставка обязательно нужен в Угличе. И мы его открыли ко Дню города. Для размещения частной коллекции мы на льготных условиях отдали здание в центре города. Поможем им разработать программы и проводить фестивали народных промыслов. Если дело пойдет успешно, выкупят здание.

— Облик туристского города определяет не только наличие гостиниц и музеев. Он должен быть красивым и ухоженным. Кто занимается такими «мелочами», как цветники, лавочки?

— Всякий город должен быть красивым и ухоженным. В городе, как и в доме, все начинается с чистоты. Если ее нет, значит, мэр не справляется с обязанностями. У нас благоустройством занимается частное предприятие. Эти люди на своем месте. Они работают с вдохновением. Из-под палки невозможно заставить озеленять и убирать город. И жители помогают. Они видят, что мы стараемся, что город лучше становится, и свои дома приводят в порядок. Ну а уж если владельцу все безразлично, тогда город берет на себя заботу о его доме и заборе. Чтобы в целом город выглядел хорошо. Постоянно проводим конкурсы на лучший балкон, на лучший двор. Энтузиазм угличан возрастает. А я благодарю их за то, что к городу неравнодушны.

— Не секрет, что многие градоначальники, декларируя неприкосновенность исторического центра, все же соглашаются на возведение совсем не украшающих его строений. Аргументом, как правило, служит сумма, которая поступит в бюджет за землю. Как удержаться от соблазна?

— Если мэр искренне заботится о городе, он сам не поддастся соблазну и членам своей команды не позволит. Решением законодательного собрания мы, например, закрепили неприкосновенность парковых зон, чтобы и в голову никому не пришло строить там коттеджи. Или вот в центре города есть территория, к которой все время подступаются строительные компании, чтобы возвести там элитные жилые дома. Мы им отказываем, потому что, на наш взгляд, здесь должно быть красивое и значимое общественно-полезное здание. Но пока идея не созрела, достойных предложений не появилось. Мэр должен жить в гармонии со своим городом и иметь вкус. И свои представления о красоте переносить на конкретные дела. Что касается Углича, то не только история — его достояние, но и ландшафты. Я в начале своей работы была неприятно удивлена тем, какие некрасивые дома строятся на набережной. Но их уже не снести. Поэтому теперь у нас так заведено, что все должно строиться под оком градостроительного совета и главы. В Угличе все уже к этому привыкли.

— Элеонора Михайловна, на одном энтузиазме можно разве что цветники разбивать. А у вас вот плиткой центральная улица выложена, городской парк полностью обновлен, кремль отреставрирован. Все это требует колоссальных денег. Откуда они в маленьком туристическом городе?

— Да, только в кремль мы вложили 52 млн руб. Это все бюджетные деньги. Откуда? Предприятия оживают и платят налоги. На мебельной фабрике налажено производство по итальянским технологиям, «Угличмаш» освоил строительство большегрузных кранов, завод «Гидропроект» купили французы и будут обеспечивать кабелями весь центр России, много предприятий отпочковалось от «Чайки» и успешно работают. Мне не нравится, когда противопоставляют туризм и производство. Чтобы город жил хорошо, должно развиваться и то и другое. Если не будет работать производство, не будет поступлений в бюджет. Конечно, в туристском городе не должно быть дымящих труб.

— А туризм? Ведь как раз за счет него и рассчитывают пополнить местную казну, когда говорят о необходимости развивать туризм.

— Вообще малый и средний бизнес должен давать не меньше половины доходной базы. Для исторических городов это туризм. Но у нас доходы от малого и среднего бизнеса составляют пока 15%. Немного, но гораздо важнее поступлений в бюджет то, что люди зарабатывают сами. На туристической тропе (на ней около 300 точек, торгующих сувенирами. — Л.Я.), например, за сезон можно заработать на квартиру.

— Вы редкий градоначальник. Как правило, чиновники только и думают о том, как бы больше налогов собрать с предпринимателей. А те, как назло, сидят на вмененном налоге, и много с них не возьмешь.

— Да, они платят вмененный налог, но ведь они платят за аренду земли, и эти деньги остаются в местном бюджете. Чиновникам надо научиться радоваться успехам предпринимателей. Каждый чиновник должен определиться, хочет он быть на государственной службе или заниматься бизнесом. Жизнь чиновника намного спокойнее, чем жизнь предпринимателя. За те риски, которые их сопровождают постоянно, за то, что обеспечивают семьи, дают работу другим, они заслуживают уважения. Я их поддерживаю. Надо набраться терпения.

— Чем, по-вашему, руководство туристским центром отличается от руководства обычным городом?

— Туристический город должен быть удобным не только для местных жителей, но и для гостей. Даже не каждый исторический город может называться туристским. Для этого недостаточно иметь богатую историю, архитектурные памятники, музеи. В нем должна быть благоприятная, дружелюбная атмосфера. Ее создает население. Жителей надо учить доброжелательности, толерантности, обходительности, улыбчивости, наконец. И мы постоянно разъясняем, что значит быть жителем туристического города. Это большая ответственность. На мой взгляд, чтобы получить звание туристического, город должен отвечать определенным стандартам. Но их нет. Поэтому на коллегии Ростуризма, членом которой являюсь, я хочу предложить разработать положение о туристическом городе.

Любовь Ямутова

 
 
 
 
Лидо ди Езоло, по итальянским меркам – курорт сравнительно молодой, начавший бур... >>>
…Здесь в декабре еще дозревают на ветках самые крупные и сочные плоды граната, ж... >>>
Новая Мекка шницеля и говядины, традиционная кондитерская и забегаловка на Дунай... >>>