Редкое качество

28 декабря 2014 г.
Во время острой фазы кризиса сокращались места, упразднялись должности, сворачивались проекты. Так что сегодня по рынку труда бродят

Во время острой фазы кризиса сокращались места, упразднялись должности, сворачивались проекты. Так что сегодня по рынку труда бродят толпы потенциальных соискателей. Но какого качества эти сотрудники, и нужны ли они сейчас туркомпаниям?

Операторы в один голос утверждают – текучка близится к нулю и увольнений в последнее время почти не было. С началом кризиса ряд сокращений действительно был – избавлялись в основном от сотрудников с недостаточной компетенцией, тех, за кем не видели будущего. «Ушли «слабые звенья» – например, люди, которые нацелены только на деньги и не могут принести пользу компании. А те, в ком силен корпоративный дух, кто хочет и умеет работать в компании, – по-прежнему на своих местах», – говорит Светлана Дроздова, заместитель директора московского филиала компании «Нева».

Компании сосредоточились на внутренних ресурсах и наработках, предпочитая сохранять и развивать имеющийся состав сотрудников. Однако те, кто столкнулся с необходимостью поиска новых кадров, отмечают – в общем и целом ситуация не изменилась и найти профессионала по-прежнему тяжело. «Рынок труда из рынка кандидатов превратился в рынок работодателя, – считает Галина Головкова, директор по персоналу компании VKO Travel. – Однако это нисколько не упростило задачу специалистов по подбору персонала в поиске профессионалов в туризме. Не могу сказать, что на рынке есть большое количество опытных менеджеров как для розницы, так и для туроператорской деятельности». «Уволенные специалисты – это иллюзия. Те резюме, которые есть на рынке труда, – пустые амбиции соискателей, не подкрепленные ничем. Мир туризма очень узок, поэтому освобождающихся профессионалов забирают моментально», – объясняет Светлана Дроздова.

Простые смертные

Выглядит все так, будто штат компаний укомплектован и больше сотрудников не требуется. На сайтах крупных операторов иногда встречаются объявления о вакансиях – как правило, требуется скорее административный персонал под новые проекты: руководители направлений, подразделений, менеджеры по развитию, из «простых смертных» – специалисты по бронированию авиабилетов или сисадмины.

Один плюс, однако, в таком положении дел есть: если раньше, как признаются руководители компаний, не хватало даже операторов call-центра, то сейчас проблема персонала младшего звена, несомненно, решена. Однако, по нынешним временам, претенденту на вакантную должность в турфирме придется приложить в разы больше усилий – есть из чего выбрать. «Требования к кандидатам остались прежними, однако более критично стали подходить к наличию и уровню необходимых компетенций, – говорит Ольга Николаева, директор по персоналу компании PAC Group. – Если раньше могли закрыть глаза на то, что, например, у соискателя при наличии опыта работы нет знания иностранного языка, то сейчас необходимо, чтобы кандидат соответствовал всем требованиям».

Кто на новенького

Тем не менее у новичка в туристическом бизнесе есть шанс сделать карьеру: большинство операторских компаний предпочитают «выращивать» специалиста самостоятельно. Компании стремятся быть кузницей кадров, постепенно продвигая самых успешных кандидатов по карьерной лестнице, которая может начинаться и от университетской стажировки. «Все наши сотрудники проходят много уровней подготовки в самой компании. Идеального специалиста извне получить сложно», – считает Владимир Каганер, генеральный директор компании TEZ Tour.

Слабое звено

Итак, качественных специалистов в туризме по-прежнему днем с огнем не сыщешь. Операторы единодушны в определении причин кадрового кризиса: на волне роста объемов продаж, в том числе и в докризисный год, на позицию менеджера по туризму брали чуть ли не кого угодно. Закрывали глаза на отсутствие важных компетенций сотрудника, полагая, что можно его доучить. Потом, соответственно, приходилось решать проблему недостаточной квалификации тренингами, занятиями, в процессе практики. Можно рассуждать о рентабельности этих процедур с экономической точки зрения, однако другого выхода просто не было. Это во многом определило облик среднестатистического менеджера турфирмы – опыт работы у них уже есть, а знаний и навыков по-прежнему не хватает.

Среди основных недостатков современных менеджеров операторы называют низкий уровень компетенции именно в аспекте продаж. «При использовании различных методов привлечения одним из основных является качество обслуживания и наличие навыков продаж у менеджеров,– говорит Ольга Николаева. –  В настоящее время мастерство менеджеров, от которого зависит успех продажи, становится более актуальным». Часто менеджер знает строго определенные вещи о самой стране – отельную базу, предлагаемые по туру маршруты и не способен увлечь потенциального клиента рассказами о культурном или историческом наследии той или иной страны.

Кадры, которые выпускают из профильных вузов, по мнению операторов, оставляют желать лучшего. Переучивать кадры из других сфер продаж – дело хлопотное, кроме того, сотрудники с определенным стажем претендуют на серьезный уровень оплаты труда. Так что основным критерием качества менеджера по продажам по-прежнему остается опыт работы.


ЖЕНСКОЕ ЛИЦО И НУЖНЫЙ ВОЗРАСТ

Что ни говори, менеджер-мужчина на рынке ценится – слишком много работников-женщин. И если мужчина на позиции менеджера по продажам в агентстве может вызывать сомнения (как-то сложилось у нас, что женщинам клиенты доверяют больше), то в операторских компаниях это неоспоримый плюс – ведь работать ему приходится преимущественно с женщинами. На прямых продажах женщинам комфортнее – они более эмоциональны и, конечно, могут с большим блеском в глазах описать красоты той или иной страны.

Средний возраст менеджеров операторских компаний – 28-35 лет, у агентств диапазон несколько шире. Но говорить о том, что есть определенные возрастные границы, за пределами которых в туризме делать нечего, несомненно, нельзя. Что касается агентств – здесь каждая категория находит своих клиентов: кто-то предпочитает общаться с молодыми энергичными девушками, кто-то чувствует себя надежнее «в руках» менеджера постарше.

 
 
 
 
По итогам прошлого года граждане России совершили почти 42 миллиона поездок в др... >>>
Лидо ди Езоло, по итальянским меркам – курорт сравнительно молодой, начавший бур... >>>
…Здесь в декабре еще дозревают на ветках самые крупные и сочные плоды граната, ж... >>>