Стоп-кадр

28 декабря 2014 г.
Не секрет, что дефицит качественного персонала остается одной из главных проблем отрасли. О том, изменил ли эту ситуацию кризис с его

Не секрет, что дефицит качественного персонала остается одной из главных проблем отрасли. О том, изменил ли эту ситуацию кризис с его массовыми сокращениями, рассказал генеральный директор специализированного кадрового центра «Туризм и работа» Тимофей БУКРИН.

– Тимофей, какие очевидные изменения произошли на рынке труда с началом кризиса?

– Сравним ситуацию, скажем, с предкризисным годом. Тогда можно было отметить весьма неплохую активность работодателей, направленную на подбор персонала. Причем турфирмы набирали много работников с небольшим опытом работы или с отсутствием его вовсе: студентов, представителей смежных профессий и т.п. Такие сотрудники требовались для ряда массовых проектов, где во главу угла ставилось количество заявок, которые они успевают обрабатывать, кроме того, таких работников турфирмы могли «доучить» по своим стандартам.

Кризис изменил ситуацию существенно. В разы снизился заказ персонала в целом (отчасти это связано с тем, что компании перешли на внутренний рекрутинг, но несомненна и тенденция к сокращению штата). Также фактически исчезла потребность в персонале без опыта или с минимальным опытом работы. Сейчас обучать совсем «зеленых» специалистов никто не будет. Компании предпочитают работать на тех ресурсах, которые остались на момент начала кризиса.
Однако, если взять последние месяца три, ситуация постепенно начинает выправляться. Сейчас мы наблюдаем пошаговое, постепенное, но увеличение потребности в персонале – возобновляются проекты, которые были заморожены в кризис, открываются новые направления. Но поиск сотрудников сейчас носит не массовый, как это было раньше, а точечный характер – заказчики вакансий формулируют очень четкие требования и так же четко обозначают условия.

– А что касается соискателей? Надо полагать, их стало в разы больше.

– Конечно. Но в большинстве это малоквалифицированные кандидаты или люди, не имеющие опыта вовсе. На рынке сейчас просто бум таких соискателей – людей, страстное желание которых работать в туризме, я бы сказал, ничем не подкреплено. Такие непрофессионалы раньше работали в других отраслях: около 70% приходят из финансовой сферы, второй доминирующий тип – выходцы из сектора продаж в других отраслях, которые считают, что, имея sales-опыт, специфике турпродукта могут легко обучиться, затратив минимум времени. При этом они рассчитывают на серьезный оклад, аналогичный тому, который получали в отделе продаж, работая в другой индустрии, – 25-30 тыс. рублей. Но в туризме такой соискатель будет получать, скажем, 10-15 тысяч.

Однако работодатели не готовы вкладывать деньги в обучение. Они скорее готовы обсуждать повышение оклада для более профессионального кандидата. Тем не менее большой оклад сейчас почти никто не обещает, скорее будут предлагать высокий процент – до 35%, при том что средний показатель составляет 10-15%.

– Самые востребованные позиции сейчас?

– Несомненно, подавляющее большинство запросов на позицию менеджера по продажам. Также часто требуются руководители коммерческого сектора и работники бухгалтерии. Ну и, конечно, турбизнес всегда испытывает потребность в курьерах (смеется). Другие позиции требуются в значительно меньшей степени и на вполне конкретные проекты. Постепенно возвращается интерес к сотрудникам рекламных и pr-отделов.

– С кем преимущественно работают кадровые агентства и вы, в частности, – с агентствами или с операторами?

– В основном с агентствами. Их просто количественно больше. Кроме того, операторы в большинстве своем предпочитают иметь рекрутера в штате (хотя среди наших заказчиков есть и операторы, которые уже стали постоянными клиентами за 12 лет существования компании). В агентствах же часто подбором кадров занимаются непрофессиональные специалисты – скажем, секретарь или бухгалтер, – поэтому им чаще требуется поддержка профессионального кадровика.

– Есть ли специфика работы с туроператором, агентством?

– Проще работать, естественно, с агентствами – их требования не столь высоки, как у операторов. В массе своей агентства работают по определенным направлениям – Египет, Турция, Эмираты. Они берут сотрудников с минимальным опытом работы – от года, с базовыми навыками работы с программным обеспечением. Вакансии, которые объявляют ТО, требуют более серьезной проработки. Почти всегда требуется, например, знание «мастер-тура», опыт уже от 3-х лет работы – именно в операторской компании.

– Есть ли случаи переходов, например, менеджера агентства к оператору и наоборот?

– Как правило, сами соискатели четко дифференцируют эти направления. Человек, работавший в агентстве, классифицирует себя именно как менеджера турагентства, то же самое с менеджерами, работавшими в компании-операторе. Если позвонить бывшему менеджеру агентства и предложить вакансию оператора, он в большинстве случаев откажется. Заработная плата у менеджеров младшего звена ТО и ТА приблизительно на одном уровне, поэтому материальный фактор не может быть определяющим в этом вопросе.

– В связи с тем, что у работодателей выбор стал больше, не возросли ли их требования к потенциальным работникам?

– Хотя зарплата по сравнению с прошлым годом и понизилась примерно на 10-15%, работодатели понимают, что им есть где развернуться, и часто «капризничают». Здесь можно отметить еще одно «нововведение» в период кризиса – часто требуется, чтобы новый работник мог совмещать обязанности нескольких должностей. Иметь навыки, необходимые, скажем, для секретаря, бухгалтера, уметь заниматься рекламой, разбираться в компьютерах. Работодатель, встречаясь с кандидатом, часто сразу оценивает, как его можно задействовать на нескольких должностях. Поэтому дополнительные навыки соискателей сегодня приобрели большее значение.

– Какие позиции по-прежнему дефицитны?

– Потребности в персонале младшего звена у компаний сейчас нет. Другое дело – позиция топ-менеджера, который, помимо отличного знания профессиональной области, должен быть хорошим управленцем. Дефицитными являются руководители направлений по странам (как антоним многопрофильным специалистам), хорошие визовики. Чуть меньше, но все-таки можно отметить позицию менеджера по бронированию авиабилетов со знанием специализированных программ.

– Менеджеры каких направлений сейчас самые востребованные на рынке?

– Самые востребованные на рынке – массовые направления (Турция, Египет и т.д.), горнолыжные курорты, деловой туризм. Кроме того, часто интересуют специалисты по Китаю, Вьетнаму, Северной Америке, Мексике, Австралии.

– А какие направления самые высокооплачиваемые?

– Однозначно это экзотика, vip- и деловой туризм, Европа. Дорого стоят специалисты по круизам: если средний оклад менеджера по Турции и Египту – 15-20 тыс. руб и 10-15% от прибыли,  то в круизах оклад может быть назначен от  40 тыс., а процент составляет около 30% от прибыли. Так же подобными условиями могут заманивать к себе хороших специалистов новые компании, которые, как ни парадоксально, появляются на рынке после кризиса.

– Понятно, что сегодня на открытом рынке труда можно найти себе сотрудника младшего звена, какого душа пожелает. А что касается профессиональных менеджеров – выбор не увеличился?

– Нет, здесь ситуация совсем не изменилась. Случаи, когда настоящие профессионалы (их еще называют «звезды») ищут работу, очень и очень редки. Такое может произойти, только если внезапно закрываются проекты или компания целиком ликвидируется. В других случаях такие специалисты, имея контакты в туристической среде, уже знают, куда они потенциально могут пойти работать, как говорится, «если что». За ними охотятся, их переманивают, они высоко ценятся руководством. Так что говорить о том, что кризис помог компаниям решить вечные кадровые проблемы, конечно, нельзя.

 
 
 
 
По итогам прошлого года граждане России совершили почти 42 миллиона поездок в др... >>>
Лидо ди Езоло, по итальянским меркам – курорт сравнительно молодой, начавший бур... >>>
…Здесь в декабре еще дозревают на ветках самые крупные и сочные плоды граната, ж... >>>