Свободный полет

28 декабря 2014 г.
- Алексей Владимирович, и все-таки… почему? - Свою задачу, поставленную еще тогда, когда я начинал работать в «Неве», - развить

- Алексей Владимирович, и все-таки… почему?

- Свою задачу, поставленную еще тогда, когда я начинал работать в «Неве», - развить европейские направления - я выполнил. И те направления, которые я начинал развивать в «Неве» и впоследствии курировал: Болгария, Турция, Греция, Тайланд, сейчас не на последнем месте в наших программах. Решение уйти вызревало давно, первый раз я задумался об этом еще два года назад. Просто в какой-то момент образовалась физическая усталость от того, что почти 15 лет делаешь одно и тоже, ну и интереса, наверное, со временем поубавилось. Сейчас очень хочется выключить мобильный телефон на две недели и уехать в отпуск. Думаю, поедем всей семьей в Китай. Вернусь 3-4 марта и с новыми силами - за новый проект.

- Говорят, он будет связан с авиацией?

- Да, в последние годы я серьезно увлекся авиацией. Тем более что и образование у меня соответствующее - я оканчил Ленинградский институт авиаприборостроения. Образование профильное, позволяющее занимать серьезные должности в авиационной сфере. Есть несколько проектов, которыми я буду заниматься, и они будут отнимать много времени, все они в той или иной степени связаны с авиацией.

- Вы пока не хотите раскрывать подробности, а за недостатком информации уже появились слухи, что вас переманила «КД-авиа».

- Честно вам могу сказать: такой вариант вообще никак не рассматривался.

- Но авиация будет связана с туризмом?

- Нет. Это будет не туризм. Через два-три года этот проект может развиться в какие-то чартерные перевозки. Я не хочу делать из этого тайну, просто выжидаю. Сейчас, конечно, можно было бы назвать имя компании, но в какой то момент, наверное, недели три назад мы с партнером стали сомневаться, что выбрали абсолютно правильный путь. Тем более что 2 марта нашу страну ждет принципиально важное событие. Вот мы и решили немного приостановиться. В середине марта смогу дать реальную информацию.

- Вы сказали, что проектов будет несколько. И все связаны с авиацией?

- Ну, есть еще один проект-хобби в сфере коммуникации, аналогов которому на российском рынке вообще нет. Для его осуществления нужны специальные знания, а после института я их частично утратил. Поэтому надо найти время, собрать команду из ребят, с которыми когда-то учился. Думаю, они тоже загорятся этой идеей.

- При этом вам нужно будет находить время для «Невы», ведь из компании вы не уходите?

- Слишком много души, времени и здоровья я отдал созданию дружной компании, чтобы в одночасье обо всем забыть, хлопнуть дверью и уйти. Я так не могу - мне все это слишком дорого. Я остаюсь в «Неве» советником гендиректора, членом совета директоров, остаюсь совладельцем компании, членом президиума АТОРА как сотрудник «Невы» и у меня остается кабинет в московском офисе. Вот если бы я сказал, что буду заниматься золотодобычей и переезжаю в Оймякон, то, наверное, все на этом и закончилось бы. На деле же я еще долго буду участвовать в управлении офисом, пусть не непосредственно, а находясь рядом и поправляя и корректируя что-то.
До 11 февраля сдам дела преемнице - Елене Глебовне Садковой. Мы с ней еще с 1992 года сотрудничали. До 2002 года у нее был свой туристический бизнес - сначала небольшие турфирмы, потом одна из известных агентских компаний, ставшая в числе первых нашим уполномоченным агентством в Петербурге. С 2002 года она - заместитель генерального директора в Санкт-Петербурге, курировала динамично развивающиеся направления: Черногорию, Хорватию, Грецию, Испанию, Турцию, Египет. Елена Глебовна представляет, что такое туризм в целом и что такое «Нева» в частности. Думаю, что передаю дело в надежные руки, но, сидя в соседнем кабинете, какое-то время - год-два - с удовольствием буду ей помогать.

- Сколько нужно времени, чтобы освоиться? Москва и Петербург - разные рынки?

- Когда я в 1998 году на полгода приехал в Москву, разницы почти не заметил. В 2000 году, когда здесь были запущены чартерные программы, которые мы делали в Питере, я стал появляться в столице каждую неделю, жил между двумя городами. В 2001 году приехал в Москву и окончательно осознал, что, к счастью или сожалению, Москва и Петербург - два совершенно разных рынка. Имидж Москвы в большей степени способствует развитию региональных программ. Работать в том же Екатеринбурге с позиций питерского оператора некомфортно - ты воспринимаешься как региональный оператор. Даже в традиционной для нас Калининградской области работа с позиции Петербурга не получалась. Поэтому в 2001 году мы приняли решение перенести всю работу с регионами из Петербурга в Москву. Пришлось полностью перестраиваться. Московские операторы работают с другим подходом, у них другой менталитет: более динамичный, более рискованный, здесь сильнее конкуренция. В Северной столице туристическая жизнь тоже бурлит, но отстает от московской. В начале 2000-х это разница была очень велика, сейчас разрыв - два-три года. Елене, с одной стороны, будет сложнее, потому что она приезжает в новый офис, хуже знает персонал, первое время будет сложно с московскими партнерами. С другой стороны, будет и проще, потому что здесь все уже накатано и настроено, ну и в случае чего я буду за стенкой, в соседнем кабинете. Я не ухожу насовсем, потому что в ближайшие два-три года изменения в туризме будут просто колоссальными.

- Изменения какого рода?

- Сейчас в России есть туроператоры и турагенты. Ничего другого мы не знаем. Чтобы сказать, что будет через несколько лет, не надо изобретать велосипед - достаточно просто посмотреть, что из себя представляют крупные туристические холдинги в Германии или Франции. Сфера, где происходит соприкосновение продукта с туристом, должна управляться ТО: сеть розничной продажи, обслуживание, размещение, транспортное обеспечение. Уже сейчас происходит укрупнение туроператоров разными путями: поглощение, слияние, покупка, вытеснение с рынка и т д. Через несколько лет можно будет говорить о появлении крупных туристических холдингов в России. По этому пути операторы уже идут: например, у нас есть собственная гостиница в Болгарии, свой автобусный парк, своя сеть реализации «Нева Вояж», свои обслуживающие фирмы в ряде стран. Пока в России нет туроператора, который мог бы по своей технологичности сравниться с TUI, но это дело нескольких лет.

Еще один важный момент: через два-четыре года полноценное введение электронных билетов в авиаперевозке вытащит, как мощный локомотив, интернет-продажи туров. Когда это произойдет, значительно изменятся турагентские функции в крупных городах. Со временем изменения придут и в небольшие города, где компьютерная грамотность меньше.

- Что будет происходить с агентствами?

- Агентства столкнутся с необходимостью перестраиваться. У них останутся функции неких «почтовых ящиков» (передача документов для визирования и т.д.) и информирования клиента. При этом в агентстве должны сидеть такие профессионалы, которые знают о туре не меньше оператора. Поэтому я думаю, что число агентств сильно сократится, и останутся только те, что входят в крупные независимые агентские сети либо в сети, которые управляются туроператорами.

 
 
 
 
Лидо ди Езоло, по итальянским меркам – курорт сравнительно молодой, начавший бур... >>>
…Здесь в декабре еще дозревают на ветках самые крупные и сочные плоды граната, ж... >>>
Новая Мекка шницеля и говядины, традиционная кондитерская и забегаловка на Дунай... >>>