Красноярск за 30 тысяч

28 декабря 2014 г.
Судя по всему, авиакомпаниям альянса AiRUnion не удастся преодолеть кризис. Количество денежных претензий к ним на прошлой неделе только

Судя по всему, авиакомпаниям альянса AiRUnion не удастся преодолеть кризис. Количество денежных претензий к ним на прошлой неделе только возросло. К топливно-заправочным компаниям прибавились лизинговая компания «Илюшин Финанс» и клиенты, которые требуют возврата денег за заранее купленные билеты. При этом никаких источников дохода у членов AiRUnion нет – им запрещено продавать билеты на любые рейсы.

В начале прошлой недели были задержаны на двое суток вылеты 30 рейсов авиакомпаний альянса из Домодедово. Пострадали более 4 тыс. пассажиров. Причина сбоя – задолженность за авиатопливо. Вслед за Домодедово и базовым для «КрасЭйр» аэропортом Красноярска рейсы авиакомпании отказались заправлять в аэропортах Екатеринбурга, Сочи, Омска, Самары. К претензиям поставщиков топлива на общую сумму в $1 млрд добавился иск на $20 млн от «Илюшин Финанс и К.», который просит Арбитражный суд Красноярска признать альянс банкротом. Кроме того, в четверг президент ЗАО «Транспортная клиринговая палата» отменил решение о запрете возврата денежных средств пассажирам при вынужденном и добровольном отказе от полетов рейсами альянса, и теперь к требованиям кредиторов добавились долги перед пассажирами. Многочисленные клиенты авиакомпаний альянса начали атаковать кассы, чтобы вернуть деньги за билеты. «В Красноярске таких уже очень много, – комментирует ситуацию Наталья Гончарова, исполнительный директор красноярского Бюро путешествий «Алеф». – Люди сдают билеты, меняют их на более дорогие от «Аэрофлота». По словам г-жи Гончаровой, происходящее иначе как истерикой не назовешь. Цены «Аэрофлота» до Москвы и обратно поднялись до 30 тыс. руб., хотя совсем недавно и «КрасЭйр», и «Аэрофлот» предлагали билеты по 13-15 тыс. С зимними программами перелетов «КрасЭйр» на Бангкок и Пекин, из которого авиакомпания выполняла стыковочные рейсы в Юго-Восточную Азию, тоже придется распрощаться. И, по словам Натальи Гончаровой, пока непонятно, кто сможет заменить «КрасЭйр» на этих направлениях.

В ожидании топлива

25 августа ситуация с рейсами AiRUnion обсуждалась на заседании правительства, где премьер-министр Владимир Путин выразил недовольство тем, «что люди у нас в аэропортах сидят», и поручил министру транспорта Игорю Левитину разобраться в проблеме. Также глава правительства обязал предоставить альянсу под гарантии «Ростехнологий», в управление которых должен быть вскоре передан госпакет AiRUnion (51%), необходимое топливо из госрезерва.

Уже во вторник утром, 26 августа, лайнеры должны были начать заправляться и вылетать. Но… так и не взлетели. У «КрасЭйр» задерживались на двое суток рейсы в Симферополь, Даламан, Анталью, Тиват, а также внутренние рейсы в Сочи, Красноярск, Санкт-Петербург и др. В AiRUnion при этом говорили, что готовы к вылету сразу после того, как их самолеты начнут обслуживаться. Министр транспорта Игорь Левитин уверял, что авиакомпании альянса получили топливо уже во вторник. Но самолеты начали заправлять лишь после решения координационного штаба «Росавиации» в среду рано утром. Таким образом, из-за бюрократических проволочек пассажиры просидели в аэропортах дополнительные сутки. Ситуация с вылетами стабилизировалась только ночью в среду. Первыми «разлетелись» туристы по курортным направлениям. В «Ростехнологиях» нам отказались объяснить, почему топливо из госрезерва так долго поступало к авиакомпаниям. Но сообщили, что пока AiRUnion не является официально их структурой. Не дали комментариев и в пресс-службе Домодедово. Возможно, что у ТЗК (топливно-заправочного комплекса) аэропорта во вторник не было ни топлива, ни официальных гарантий оплаты.

Кто на маршруты «КрасЭйр»

Правительство выделило AiRUnion 24 тыс. тонны топлива, которого должно хватить до 7 сентября. Что будет дальше, пока непонятно. Заявления чиновников о том, что «банкротства перевозчика не допустят», сомнительны. Как считает один из экспертов авиарынка, пожелавший остаться неизвестным, скорее всего, AiRUnion все-таки будут банкротить. Зимний сезон для авиакомпании уже закрыт: формирование зимних чартерных программ идет полным ходом, и операторы, скорее всего, не будут учитывать AiRUnion при верстке летных планов, так как альянсу запрещено продавать чартеры и регулярные рейсы вплоть до середины октября. Имидж компании тоже безнадежно испорчен. Ее маршруты активно разбирают другие авиакомпании. А на парк самолетов альянса претендуют лизинговые корпорации, предоставлявшие AiRUnion заемы.

«Маршрутная сеть – самое дорогое в авиакомпании, особенно если речь идет о международных рейсах, – отмечает топ-менеджер немецкой авиакомпании German Wings Кристиан Гердес. – Вспомним Alitalia, всех претендентов на активы которой привлекали именно ее маршруты, а не парк».

Коммерческий директор «Авиачартера» Александр Морозов отмечает, что маршрутная сеть AiRUnion действительно привлекательна. Но, с другой стороны, государство предоставляет немалые средства авиакомпаниям альянса в виде топлива, поэтому банкротить альянс ему невыгодно. В любом случае, уверен г-н Морозов, на московском туристическом рынке это практически не отразится: доля чартерных рейсов у AiRUnion минимальна.

Кто виноват

Оценивая ситуацию с долгами AiRUnion, в «Ростехнологиях» вынуждены констатировать: «акционеры и менеджмент перевозчиков не выработали адекватную программу антикризисного управления». Однако некоторые специалисты считают, что кризис спровоцирован не владельцами альянса, а неуклюжей государственной политикой. Например, остается открытым вопрос, почему глава «Росавиации» Евгений Бачурин не отреагировал на письмо AiRUnion, в котором чиновника предупреждали о возможном коллапсе, виновником которого объявлялся красноярский ТЗК «САС». Эта компания заключила с перевозчиком заведомо убыточный договор о поставках и первой перестала поставлять ему топливо. По данным Владимира Тасуна, директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса, «САС» – наполовину (51%) государственная структура. Соответственно, и рычаги давления на эту компанию у правительства были. Кстати, еще в июне отношение к AiRUnion у властей было лояльное. В совет директоров альянса избрали чиновников высокого ранга, в том числе и руководителя Росавиации Евгения Бачурина. Эксперты после этого обещали альянсу государственную поддержку. Однако г-н Бачурин на пресс-конференции в «Интерфаксе» заявил, что в совет директоров он пока не вошел и не планирует.

«Ответственность за кризис авиаперевозок альянса несет государство», – заявил гендиректор авиакомпании S7 Владислав Филев. По его мнению, все, что сейчас происходит с AiRUnion, – это первый звонок к тому, что после кризиса в каждой нише будет по одному крупному игроку. «Трансаэро» – на рынке чартерных перевозок за рубеж, «Ютэйр» – на рынке малоразмерных самолетов, S7 – на внутренних линиях, «Аэрофлот» – на международных регулярных маршрутах.

 


СВЯТО МЕСТО

26 августа Совет директоров «Аэрофлота» одобрил предложение Правления об открытии филиала в Красноярске. Для удовлетворения спроса на авиаперевозки в этом регионе, в связи с трудностями операционной деятельности компании «КрасЭйр», «Аэрофлот» планирует базировать в аэропорту Красноярска свои самолеты Ту-154. По предварительным данным, в IV квартале 2008 года в Красноярске будут базироваться до семи лайнеров «Аэрофлота». Кроме того, разрешение выполнять прямые рейсы из Красноярска в Москву скоро, вероятно, получит и S7 – сейчас авиакомпания летает через Новосибирск. Пока жители Красноярского региона могут пользоваться для полетов в Юго-Восточную Азию рейсами этой авиакомпании из Новосибирска. В любом случае, монополии «КрасЭйр» в Красноярске уже не будет.

 
 
 
 
Для любителей вкусно и сытно поесть Шаньдун – рай. Местная кухня имеет весьма др... >>>
Вот простой совет тем, кто абсолютно не знаком с китайским языком: хочешь сказат... >>>
«Моря, солнца, развлечений край – удивительный Вэйхай!»... >>>