Перезимовал сильнейший

28 декабря 2014 г.
Предварительный же итог сезона для профессионального рынка если не считать пока удручающим, то охарактеризовать можно как весьма

Предварительный же итог сезона для профессионального рынка если не считать пока удручающим, то охарактеризовать можно как весьма поучительный.
Прошедшая зима для российских операторов и их партнеров в Альпах ознаменовалась смещением спроса в сторону бюджетных предложений, сокращением продолжительности отдыха, снижением объемов или их сохранением на уровне прошлого года, финансовыми потерями или даже долгами и необходимостью их реструктурировать, снижением рентабельности этого сегмента в целом. Собственно, таковы краткие предварительные итоги сезона, которые, скорее всего, потребуют от компаний существенного пересмотра стратегии развития в горнолыжном сегменте зимой 2009/2010.
Безусловно, есть и положительные моменты, но на фоне общих тенденций можно сказать, что они носят частный или не очень принципиальный характер. Падение спроса на горнолыжных направлениях, по оценкам генерального директора PAC Group Ильи Иткина, было гораздо меньшим, чем, например, на пляжных. Директор по корпоративному и индивидуальному туризму «TUI Travel-ВКО» Андрей Шмельков считает, что поток в целом сократился не так сильно, как многие того ожидали. А вера операторов в то, что горнолыжники – очень стабильная клиентура, в определенном смысле себя оправдала. Отдельным ведущим игрокам даже удалось увеличить объемы благодаря этой устойчивости, собственным амбициям, опыту и ресурсу. Однако если рост продаж в докризисный период и позволил лидерам в определенной степени нивелировать общую рыночную тенденцию к сокращению потока, а перспектива колоссальных убытков подстегнула успешные продажи «невозвратных» сезонных гарантий и общий положительный результат, то падение по рынку в целом эксперты предварительно оценивают минимум как 15%.
Определенный запас прочности был создан продажами в самом начале осени. Их пик пришелся на конец сентября, когда крупнейшие компании отмечали на отдельных направлениях уже 40-50%-ный рост объема бронирований по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Падение рынка, начавшееся в октябре, было столь же стремительным и ощутимым. По некоторым оценкам, к середине декабря динамика продаж начала сентября практически сошла на нет. Попытки ряда ведущих компаний удержать запланированный темп роста объемов выпуском СПО оказали определенный положительный эффект, но скорее позволили минимизировать возможные потери по гарантиям в новогодний и каникулярный периоды, чем стимулировать дальнейшие продажи.
В то время как новогодние заезды, на 50% закрытые к середине октября, понемногу продавались вплоть до второй половины декабря, сильно упали продажи на февраль и март. С середины декабря и весь оставшийся период по Альпам глубина продаж сократилась до двух-трех недель, что, по словам экспертов, для этого рынка по сути означает last minute продажу тура. Хорошие продажи второй половины января, о чем свидетельствуют операторы, вероятно, можно объяснить демократичными ценами. Сравнив их с новогодними и каникулярными предложениями, в сложившейся ситуации клиент, по всей видимости, предпочел перенести поездку на более экономичный период, а не увеличить ее бюджет.
В феврале же и марте рынок почувствовал не только падение спроса, но и качественные его изменения. Стало очевидным, что внимание аудитории в определенной степени переключилось на бюджетные предложения. Существенно выросли запросы на апартаменты и резиденции, на 3* отели вместо 4*. Справедливости ради нужно отметить, что, по оценкам большинства игроков, клиентура, привыкшая к размещению высшей категории, в массовом порядке своим привычкам изменять не стала и спрос в этом сегменте был на достаточном уровне.
Другим характерным изменением в структуре спроса этой зимой стало уменьшение продолжительности отдыха. Эта тенденция коснулась даже новогодних заездов. Традиционно самые востребованные 10-дневные туры (в этом году 3–12 и 2–12 января) операторам было реализовывать куда сложнее, чем недельные туры, которые были востребованы в течение всего сезона. Также эксперты констатируют падение интереса к двухнедельным программам.
Примечательно, что на выбор курортов и регионов желание большинства сэкономить повлияло несущественно. Если клиент собирался ехать в Тироль, то и выбирал он среди бюджетных предложений в Тироле, а не в менее дорогом Зальцбургерленде. Аналогичную тенденцию отмечают эксперты и на других альпийских направлениях – в Италии, Франции, Швейцарии. Подчеркивая при этом, что «хиты, проверенные временем», – и это касается в равной степени и курортов, и непосредственно средств размещения – успешно продавались и в кризис, даже несмотря на подчас более высокую стоимость.
Эти же «хиты» тем не менее стали для операторов одной из основных причин финансовых потерь, необходимость и сложность реструктуризации которых удручает даже наиболее опытных участников рынка. Оборотной стороной роста объемов наиболее агрессивных игроков за счет увеличения в высокий и основной сезон гарантий в самых востребованных гостиницах стал отказ хотельеров работать с «горящими» или уже «сгоревшими» номерами. «Кризис – он для всех кризис». Примерно такой был ответ на все просьбы и визиты российских партнеров, начавшиеся сразу после новогодних заездов, с целью найти приемлемое решение в сложившейся ситуации.
Как отмечают участники рынка, более или менее адекватное восприятие проблемы во многих случаях появилось только к концу сезона. Хотя справедливости ради компании подчеркивают, что на результаты этих переговоров влияла и история взаимоотношений с конкретными партнерами, и что это был за курорт, какая страна. С кем-то удавалось почти сразу найти общий язык, но в целом, по словам Ильи Иткина, гарантии «не прощали». Поэтому других вариантов минимизировать возможные потери в сезон, кроме как засучить рукава и продавать «любой ценой», у крупных операторов не было. И ведь, похоже, продали! По крайней мере на сокращение своих объемов по итогам зимы ни один из лидеров пока не жалуется. А на реструктуризацию «сгоревшей недвижимости» еще целое лето переговоров, поэтому считать и называть убытки пока никто тоже не торопится...

 
 
 
 
По итогам прошлого года граждане России совершили почти 42 миллиона поездок в др... >>>
Лидо ди Езоло, по итальянским меркам – курорт сравнительно молодой, начавший бур... >>>
…Здесь в декабре еще дозревают на ветках самые крупные и сочные плоды граната, ж... >>>