Российские авиакомпании терпят миллиардные убытки

По данным ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта за первый квартал 2016 года перевозчики понесли убытки в размере более 25 млрд рублей

За первый квартал 2016 года перевозчики понесли убытки в размере более 25 млрд рублей против 16 млрд рублей за тот же период прошлого года. Об этом сообщает Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). В ассоциации считают, что государство должно продолжать поддержку отрасли, но в Министерстве экономического развития РФ дают понять: перевозчики могут сами принять меры для улучшения своей финансовой ситуации.

"Показатели выглядят удручающе и демонстрируют негативные тенденции, ярко

Владимир Тасун, 

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта:

Основной статьей расходов являются затраты на лизинг самолетов, выросшие на 56%, затраты на техобслуживание и ремонт поднялись на 27%, а также затраты на аэропортовое обслуживание, которое выросло на 20,6%

проявившиеся в 2015 году", - рассказал "Коммерсанту" президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. Эксперт заявил, что убытки на внутренних линиях составили 25,6 млрд руб. (16 млрд руб. в первом квартале 2015 года), а прибыль на международных составила лишь 1,5 млрд руб.

Параллельно у авиакомпаний продолжают расти расходы: в первом квартале они увеличились на 15%, до 225 млрд руб. Основной статьей по-прежнему остаются затраты на лизинг самолетов, выросшие на 56%, до 61 млрд руб., затраты на техобслуживание и ремонт поднялись на 27%, до 21 млрд руб. Кроме того, в АЭВТ отметили рост на 20,6%, до 35 млрд руб., затрат на аэропортовое обслуживание. "С существующей покупательной способностью даже минимальное повышение цен лишь усугубит положение", - считает Владимир Тасун, отвергая идею об увеличении цен на авиабилеты. По его мнению, правительство должно облегчить для авиаперевозчиков налоговое бремя или же создать госзаказ на авиаперевозки социально незащищенных слоев населения. По его словам, без правительственной поддержки отрасль в нынешнем кризисе не продержится.

В июне Минтранс внес в правительство предложение об обнулении НДС на внутренние пассажирские перевозки (ред. - с июля 2015 до конца 2017 года НДС снижен до 10%. ) По оценкам министра транспорта Максима Соколова, нулевая ставка могла бы принести внутренним региональным авиаперевозкам около 20 млрд руб. Но в Минэкономики считают, что обнуление НДС не гарантирует снижения цен на билеты и роста спроса. "Вопрос нуждается в доработке, компании должны принимать меры финансового оздоровления: оптимизировать штат и маршрутную сеть, избавляться от непрофильных активов", - отметили в Минэкономики. 

"Если правительство не собирается менять экономический режим для авиакомпаний, то единственным вариантом их спасения останется экономически оправданное взаимодействие между игроками рынка", - приводит "Коммерсант" слова главы Infomost Бориса Рыбака. Такая кооперация предусматривала бы "безусловный запрет на убыточные операции", сокращение провозных емкостей и

Сергей Бураков:

Десятки ведомств пытаются управлять авиаотраслью, все получают зарплату, но никто не может отладить механизм

повышение цен на билеты до экономически обоснованных.

"В России, нефтяной стране, одни из самых высоких тарифов на авиатопливо, расценки на аэропортовые услуги завышены, раздут управленческий штат, что естественно приводит к росту тарифов на билеты, - рассказал "Туринфо" Сергей Бураков, эксперт в области авиаперевозок. - Десятки ведомств пытаются управлять авиаотраслью, все получают зарплату, но никто не может отладить механизм".

По мнению эксперта, Федеральная антимонопольная служба должна разобраться в политике ценообразования на всех этапах. "Почему тарифы на схожих маршрутах и типах самолетов в России в 1,5-2 раза выше чем в Америке, Азии и других странах мира? Почему при этом пилоты и стюардессы получают больше, чем в России? У нас ведь настоящая беда с организацией перелетов, начиная от аэропортовых услуг и заканчивая лизинговыми платежами. Порочна сама система". - говорит эксперт.

По словам Сергея Буракова, авиакомпании, которые работают на прибыльных маршрутах, балансируют на грани рентабельности, а те компании, которые не имеют таковых маршрутов, вообще находятся за ее гранью. "Нужно комплексно рассматривать всю цепочку. У нас необоснованно высокие тарифы, и именно в завышении цен кроется суть проблемы". 

Владислав Шевцов, генеральный директор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel, соглашается с коллегой. "В прошлом году уже был снижен НДС с 18 до 10% для внутрироссийских перевозок. Я считаю, что дальнейшее снижение налогов не поможет. Стоит начинать регулировать саму отрасль, например, тарифы, таксы и сборы (топливные, аэропортовые). Во многих региональных аэропортах цена обслуживания выше, чем в столичных, или те же цены на топливо, они дороже в РФ, чем в других странах. Это все издержки перевозчиков, в результате высокие цены, малая загрузка, далее ценовой демпинг". 

"В этом году многие перевозчики ввели безбагажные тарифы, в результате цена на перевозку не снизилась, а выросла, так как любителей путешествовать без багажа у нас нет, люди платят теперь за то, что ранее провозили бесплатно", - добавил Владислав Шевцов. 

"Ослабление рубля привело к росту расходов потребителей на поездки, и, соответственно, снижению спроса на авиаперевозки, особенно зарубежные. Также в связи с девальвацией рубля выросли расходы авиакомпаний - лизинговые расходы, топливо. Рентабельность российских авиакомпаний по чистой прибыли остается на низком уровне, тогда как долговая нагрузка – на высоком. 

Помимо этого, в российской авиаотрасли многие компании убыточны уже несколько лет и живут за счет кредитов. Без серьезной финансовой поддержки государства им будет сложно устоять. Повышение тарифов ударит по карману российских туристов и вызовет снижение спроса на поездки, в результате чего авиакомпании могут получить еще больший объем долгов", - заключил наш авиаэксперт.

14 июля 2016 г.
Также в рубрике:
Метапоисковики авиабилетов зафиксировали рост стоимости билетов в Турцию. На отдельные даты увеличение цены составило более 75%
Авиакомпания "Победа" в 2017 году планирует открыть регулярные рейсы в международный аэропорт Газипаша в турецком курортном регионе Алания. Туроператоры рассчитывают на сотрудничество с перевозчиком на этом перспективном направлении.
 
Российские туристы заняли выжидательную позицию, аннуляций пока нет, но туроператоры больше не питают надежд относительно этого направления.
В отсутствии чартерной перевозки, туристические пакеты в Турцию, построенные на рейсах регулярных авиакомпаний, стремительно растут в цене. Туроператоры сообщают о резком снижении интереса туристов к направлению.
Центробанк приостановил действие лицензии у страховой компании «Свис-Гарант», клиентами которой были "Coral Travel", "Tez Tour", «Карлсон Туризм», «Алеан» и еще несколько российских туроператоров.
В этом году рынок явно перегрелся. Кажущийся повышенный спрос играет злую шутку со многими игроками как в операторском, так и в отельном бизнесе.
В конце прошлого года исполнительный директор АТОР сообщила агентству «Интерфакс», что российские отели, расположенные на черноморских курортах, в 2016 году поднимут цены на 30%. «Если эти цены окажутся окончательными, к ним никто не поедет», – заявила журналистам Майя Ломидзе. Для многих заявление спикера АТОР стало лишь очередным новостным заголовком, но только не для Федерации рестораторов и отельеров России, у которых с операторским бизнесом и без того отношения не клеятся. О том, как строится партнерство между основными игроками рынка, мы говорим с вице-президентом Федерации рестораторов и отельеров России Вадимом Прасовым.
С весны 2016 года стали говорить о новом проекте известного бизнес-тренера и предпринимателя Вадима Шпильмана. До недавнего времени было известно только то, что в новую компанию собрали лучших IT-специалистов, маркетологов и «продажников». Информации о специфике будущего проекта One Touch&Travel было немного, журналисты довольствовались редкими «вбросами», и все с нетерпением ждали официального релиза.
Еще недавно летний отдых в Израиле ассоциировался у российских туристов с вдумчивыми экскурсионными турами в окружении  религиозных и исторических памятников. Однако это не только так: многогранный Израиль и, в частности, его Средиземноморское побережье готовы дарить туристам прекрасный пляжный отдых, а близость местных памятников и достопримечательностей делает его еще более увлекательным и разнообразным и для взрослых, и для детей
Приехав в Литву, обязательно нужно отправиться в Аникшчяйский край, чтобы увидеть природную красоту здешних мест, искупаться в одном из 75 озер и посетить уникальные музеи, бывшие поместья, костелы и природные памятники
Туристические кластеры на территории России – новое слово на рынке внутреннего туризма. Один такой подобный проект расположился в 100 километрах от Москвы – это «Завидово»
Журналистам представили туристические возможности страны
Горнолыжный курорт «Роза Хутор» в этом зимнем сезоне стал настоящим флагманом российского внутреннего туризма. С декабря 2016 года и до сегодняшнего момента загрузка отельной базы здесь не опускается ниже 80%. И пусть в Сочи температура уже перевалила за +15 °С  – на склонах «Розы» по-прежнему все хорошо со снегом. Руководство курорта, на радость продавцам и клиентам, планирует работу горнолыжных трасс до конца апреля.
Вертолетные прогулки не совсем новое, однако малоизвестное направление в туризме. Кто может себе позволить полет на вертолете? Какие красоты можно увидеть во время вертолетных экскурсий?
Румыния намерена использовать временное отсутствие на российском рынке турецкого и египетского турпродукта и увеличить количество туристов из нашей страны. Основными преимуществами перед другими странами, желающими вступить в борьбу за российский турпоток, станет невысокая цена на отдых и лояльная визовая политика. В частности, в этом году румынское консульство в России намерено активнее выдавать россиянам многоразовые визы.
Стоит закрыть глаза и подумать про Тель-Авив, как перед глазами тут же возникает картинка: солнечный день, синее море, золотой песок и цветные зонтики. А по воде легко скользят катера и спортивные яхты