Хроники страны парящих монастырей

13 августа 2015 г.
Первые отшельники начали селиться в местных пещерах и ущельях в XI веке. В начале XII века образуется небольшая монашеская община. По

Первые отшельники начали селиться в местных пещерах и ущельях в XI веке. В начале XII века образуется небольшая монашеская община. По воскресеньям и важным праздникам она собиралась в Дупиани, что рядом с деревней Кастраки. Центром богослужения стал специально построенный храм Девы Марии. Когда количество монахов увеличилось, появились монастыри Дупиани и Стаги. Увидеть кое-какие из этих памятников истории можно и сейчас: слева от дороги к монастырям у подножия Метеор стоят скит Дупиани и храм Девы Марии, а рядом находятся руины монастырей Пантократора и Дупиани.

Однако более подробно развитие общины прослеживается со времени появления собственно «наскальных» монастырей. Первый такой монастырь был основан в середине XIV века преподобным Афанасием Метеорским. Для своей обители Афанасий выбрал самую большую скалу и назвал ее Великой Метеорой. Уже после этого все окрестные скалы получили имя Метеоры, что в переводе с греческого означает «парящие в воздухе между небом и землей».

Преподобный Афанасий установил очень строгие правила поведения в общине. В частности, в монастыри не допускались женщины. Первые монахи взбирались на скалы, предположительно используя леса, которые опирались на балки, втиснутые в расщелины в скалах. Позже на смену лесам пришли веревочные лестницы и сети.

Преемником преподобного Афанасия стал монах Иоасаф, в миру Иоанн Уресис, сын сербского правителя Симеона Уресиса Палеолога. Он ушел в монастырь в 1388 году. Благодаря Иоасафу монастырь зажил богато и начал пользоваться многими привилегиями. Вскоре Великая Метеора заняла главенствующее положение среди прочих общин.

История Метеор напоминает синусоиду: на смену благополучным годам постоянно приходило время потерь и разрушений. Так, в годы писания Хроник Метеор (1521—1542) большая часть монастырей (а было их, напоминаем, 24), уже не действовала. Период упадка длился до той поры, пока Виссарион из Димитриады, блаженный Маркос и Виссарион из Стаги не обратились за помощью к митрополиту Ларисы. Было это в XVI веке.

Митрополит реорганизует монашескую общину Метеор, и наступает период расцвета. В монастырях открываются школы, где учат письму. В результате многие грамотные монахи были вовлечены в процесс переписывания кодексов и прочих документов, хранившихся в Метеорах. С каждым годом монастыри хорошеют, главные храмы расписываются фресками, активно строятся дополнительные здания. Но в начале XVIII века турки-оккупанты (турецкое господство в Греции длилось с 1453-го по 1830-й) превращают Метеоры в тюрьмы, что приводит к очередному упадку.

В 1920-х в скалах вырубаются лестницы, кое-где перекидываются мосты, и у Метеор начинается новая жизнь — туристическая. Поскольку прежний, полный адреналина способ проникновения в монастыри остается в прошлом, в Метеоры приезжает все больше туристов. В 1948 году прокладывают мощеную дорогу. Отменяется запрет на посещение монастырей женщинами. В наши дни, хотя Метеоры и выполняют функции важной достопримечательности страны, монашеское дело здесь процветает. Молодежь стремится в действующие монастыри. Однако юношам и девушкам, желающим принять постриг, прежде назначают три года послушания.



Самый известный монастырь Метеор — Великая Метеора, иначе Преображения Господня. Экскурсоводы рассказывают о нем особенно красноречиво. Однако другие пять монастырей также достойны пристального внимания.

Монастырь Св. Стефана

Монастырь Св. Стефана построен на самой южной скале Метеор, прямо над городом Каламбака. От горы Кукула скалу, на которой он стоит, отделяет узкое и глубокое ущелье, через которое перекинут 8-метровый мост. Согласно легенде, скала была заселена в 1192 году. Расцвет же собственно монастыря, которым он обязан монаху Антонию Кантакузину, приходится на конец XIV — начало XV века.

Нынешний главный храм монастыря Св. Стефана построен в 1798 году. Назвали его в честь св. Хараламба. В первой половине XX века монастырь почти исчез с лица земли, но в 1961-м в нем поселились монахини, и в жизни обители начался новый славный период.
Здесь имеются прекрасные образчики резьбы по дереву — например, иконостас церкви Св. Хараламба, сделанный в 1814 году. Он искусно украшен изображениями растений, животных и людей и считается одним из лучших в Греции. Также весьма примечательны фрески церкви Св. Стефана, основанной в 1350-м и перестроенной в середине XVI века. Трапезная монастыря превращена в музей.

Монастырь Святой Троицы

Монастырь Святой Троицы стоит на 150-метровой скале. В 1925 году в ней было вырублено 140 ступенек. Монастырь построен во второй половине XV века. Фрески притвора главного храма выполнены в 1692 году, прочие более поздние — в 1741 году.

В ризнице монастыря хранились ценные реликвии — кресты, одежда священников, манускрипты, лампады и пр. Во время немецкой оккупации она была ограблена неизвестными. Украли даже монастырский колокол.
С 1942 по 1961 год в обители никто не жил. В 1972 году монастырь отреставрировали и открыли для посещения. В 1970 году был установлен фуникулер для перевозки продуктов и строительных материалов. Кроме главного храма, здесь имеется высеченная в скале небольшая часовня Св. Иоанна Предтечи 1682 года.

Монастырь Св. Николая Анапавса (Успокоителя)

Монастырь Св. Николая Анапавса расположен в 3 км от Каламбаки. Первый монастырь, построенный в XIV веке, был разрушен, и на его месте вскоре после 1510 года возвели новый. В 1527 году обитель расписал знаменитый Феофан Критский. В 1961 году эти замечательные фрески отреставрированы специалистами.

Вершина 85-метровой скалы, на которой построен монастырь, имеет весьма ограниченную поверхность. Это обстоятельство и определило конструкцию здания: монастырь рос в высоту. Ныне в нем три этажа. Небольшой храм Св. Николая расположен на втором. В притворе храма имеется редкая по иконографии фреска — «Адам дает имена животным». Также в монастыре есть часовня Св. Антония, где сохранились остатки фресок XIV века.

Монастырь Русану, или Св. Варвары

Монастырь Русану построен предположительно в 1288-м, реконструирован в 1545-м. Он маленький и один из самых впечатляющих, поскольку занимает всю поверхность вершины скалы. Происхождение названия точно не установлено. По одной из версий, монастырь получил это имя в честь двух русских монахов, основавших его.

Главный храм монастыря посвящен Преображению Господню. Его фрески выполнены в 1560 году и отлично сохранились. Художники придерживались стиля критской школы. Также в обители есть небольшая часовня Св. Варвары.

За XIX и XX вв. монастырь пришел в упадок, а немецкая оккупация, длившаяся с 1941-го по 1944-й, еще сильнее ухудшила положение дел. В 80-е годы монастырем занялась археологическая служба региона.

В Средние века женщины не имели доступа в Русану. В середине XX века ситуация коренным образом изменилась благодаря монахине Евсевии из Кастраки. С помощью верующих она привела обитель в порядок и позаботилась о ее водоснабжении. Монахини заселили Русану в 1988-м.

Монастырь Варлаама, или Всех Святых

Монастырь Варлаама расположен на 373-метровой скале. Когда-то для того чтобы взобраться на нее, монахам требовались четыре веревочные лестницы по 25 ступенек каждая. В 1923 году вместо них в скале были высечены 195 ступенек.

Первый обитатель этой скалы — монах Варлаам, поднявшийся на нее в 1350 году. Варлаам построил небольшой храм, посвященный Трем Святителям. В 1517-м давно обезлюдевший пик принялись осваивать братья из Янины Нектарий и Феофан. Они отреставрировали храм Трех Святителей, а в 1542-м возвели храм Всех Святых. Стены его расписаны фресками, изображающими страдания первых мучеников. Это работа известного фиванского иконописца Франко Кателлано. Он побывал в монастыре Варлаама в 1548 году.

Монастырь мужской, первые женщины ступили на его территорию только в 1928 году. Это были обитательницы деревни Кастраки, поднявшиеся потушить пожар. После немецкой оккупации женщинам разрешили вход в обитель. В годы оккупации монастырь обезлюдел и был разграблен. Монахи вернулись в него лишь в 1961-м.

В монастыре хранятся 300 манускриптов. Некоторые выставлены в монастырской ризнице, прочие находятся в специальных местах, где обеспечивается их лучшая сохранность. Внимание привлекает разноцветное оформление: миниатюры, затейливые буквицы и заголовки. В конце XVI — начале XVII вв. в монастыре существовала специальная комната, где изготавливались манускрипты. Среди них церковные брошюры, Деяния Апостолов, брошюры, посвященные византийской музыке, тексты, написанные важными церковными мужами.

Правила посещения монастыря предписывают выглядеть прилично. Женщины должны быть в юбках. Оставаться на ночь им запрещено. Еще здесь нельзя есть мясо.

Если московское лето 2017 еще не заставило вас задуматься об отпуске где-нибудь ... >>>
22 века назад на территории именно этой страны находился тот самый рычаг, которы... >>>
1-го апреля в музее Фаберже в Санкт-Петербурге откроется масштабная выставка кар... >>>
Словенские туркомпании разработали экскурсионный маршрут, рассказывающий о жизни... >>>
Очередной проект подводного скульптора Джейсона Тейлора открылся у острова Лансе... >>>
Местные цены на объекты размещения настолько щадящие, что позволяют туристу со с... >>>
 
 
 
 
Новая Мекка шницеля и говядины, традиционная кондитерская и забегаловка на Дунай... >>>
В 2017 году Куба настроилась на рекорд – принять 100 000 российских туристов. Та... >>>
Ольга Филипенкова, директор по маркетингу и продажам курорта «Роза Хутор» ... >>>